Кто подставит плечо «Афсати»?
// Памятник, ставший одним из ярких «брендов» Осетии, ждет помощи неравнодушных
…Бывают просто удачные и очень талантливые скульптурные работы. А бывают такие, для которых припасена особая судьба: стать знаковыми вехами в творчестве того или иного скульптора – и «визитными карточками» этого творчества.
Произнеси: «Микеланджело» – и мгновенно вспомнится его «Давид». Произнеси: «Фальконе» – и сразу же потянется цепочка ассоциаций: Петербург, Дворцовая площадь, Медный всадник. От имени нашего земляка Сосланбека Тавасиева уже навсегда неотделимы бронзовый Салават Юлаев, вздыбивший горячего коня над уральской рекой Белой, и Коста Хетагуров, застывший в бронзе на Театральной площади Владикавказа… А произнеси: «Михаил Дзбоев» – и перед глазами сразу же встанет величественная пятиметровая скульптура древнего осетинского божества охоты Афсати, установленная у въезда в Цейское ущелье.
Она завораживает всех, кто впервые приезжает в Цей. Туристы, горнолыжники и альпинисты, гости республики из разных уголков России и зарубежья с удовольствием фотографируются около этой скульптуры на память – и зачастую знакомство с ней становится для них еще и первым соприкосновением с красочным миром осетинской мифологии, легенд, преданий и нартского эпоса. И пробуждает в душе стремление окунуться в этот мир глубже… А искусствоведы и ученые-фольклористы Осетии, в свою очередь, констатируют: «попадание в образ персонажа» у автора этого монумента получилось, что называется, стопроцентным. Богатырского сложения старец с окладистой бородой, в венце, напоминающем оленьи рога, с узорчатым посохом в правой руке, вся осанистая фигура которого дышит титанической мощью и словно сама – плоть от плоти этих скал и этого неба… А у ног Афсати лежат промахнувшиеся по его воле мимо цели стрелы охотников-браконьеров – и, как ягненок у колен пастуха, ищет защиты маленький лесной косуленок. Именно таким он всегда изображался в осетинских мифах и нартиаде – покровитель диких зверей, пастух звериных стад, обладатель волшебной золотой свирели, в чьей власти – послать жадному охотнику неудачу, а охотника, бережно почитающего законы леса и гор, вознаградить щедрой добычей…
– У этой работы непростая и интересная история. Ее эскиз завоевал в 1971 году первую премию на студенческом конкурсе, который проходил у нас в Московском художественном институте имени Сурикова – я тогда учился там на последнем курсе. Он до сих пор хранится у меня в мастерской, – рассказывает автор «Афсати» – заслуженный художник России, лауреат Госпремии им. К.Л.Хетагурова и Национальной премии «Яблоко нартов» Михаил Дзбоев. – И ректор института, профессор Николай Томский, сказал тогда слова, которые я не забуду никогда: «Не называй себя моим учеником, если ты эту работу не поставишь в горах Кавказа!..» И, вернувшись после окончания «Суриковки» домой, в Осетию, я стал искать на эту скульптуру заказчика. Но пробивался этот проект поначалу с трудом. Кое-кому в высоких чиновничьих кабинетах показалось, что он «отдает религиозной мистикой». И пришлось по этим кабинетам ходить и доказывать, что никакой мистики там и в помине нет, что Афсати – это мифопоэтический образ, красотой, величием и глубокой символикой которого, воплощающей в себе вечную связь природы и человека, восхищались и Коста, и Мариэтта Шагинян, и Юрий Либединский, что о нем написаны замечательные стихи современными осетинскими поэтами Нафи Джусойты, Шамилем Джикаевым… Наконец, «добро» было получено. А еще меня очень поддержало то, что в один из своих приездов на родину, в Осетию, у меня в мастерской побывал наш прославленный земляк, академик Василий Иванович Абаев. Он с большой теплотой отозвался о моем эскизе, похвалил его и попросил обязательно прислать ему фотографии этой скульптуры, когда она будет установлена в Цее… Мы с фотографом и кинооператором Мироном Темиряевым это сделали. И из Москвы, от Василия Ивановича, мне пришло еще одно доброе и теплое письмо, где он поделился со мной идеей: хорошо бы добавить в эту скульптурную композицию еще несколько фигур животных – туров, серн, оленей…
…Установлена скульптура Афсати была у въезда в Цейское ущелье в 1977 году. У ее ровесников уже подрастают дети. А годы – они неумолимы. И сегодня этому замечательному произведению монументального искусства, давно ставшему по-настоящему яркой достопримечательностью Цея, очень нужна помощь. И помощь срочная. А сам его создатель с горечью констатирует: если промедлить с этим, «Афсати» наша республика уже через пару-тройку лет может попросту потерять…
– Скульптура была в свое время установлена на краю обрывистого горного склона, в трех метрах от его края. Ливни и оползни за последние несколько лет склон изрядно подточили. И этим летом, после очередных проливных дождей в Цее, мне позвонила директор телекомпании «Иринформ» Ирина Таболова и с тревогой рассказала, что монумент уже частично повис над пропастью, в воздухе, – поясняет Михаил Дзбоев. – И сейчас есть реальная опасность, что если обрыв подмоет еще сильнее, он попросту опрокинется. Чтобы уберечь памятник от разрушения, его нужно укреплять подпорной стеной. А на это, в свою очередь, нужны средства…
…Но проблема – не только в том, что их, средства на реставрацию «Афсати», надо где-то изыскивать. Она, как подчеркнул в беседе с корреспондентом «СО» председатель Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО–А Эдуард Токаев, гораздо глубже.
– На учете в нашем комитете эта скульптура, собственно говоря, не числилась. Потому что официальный, юридически оформленный статус памятника культуры такому объекту, по существующему законодательству, можно придать не раньше чем ему исполнится 40 лет. Но не обратить внимание на состояние монумента мы, конечно, не могли. Наши сотрудники побывали в Цее и ознакомились с ситуацией, что называется, на месте. Встречались мы и с самим Михаилом Дзбоевым и договорились, что тоже будем, со своей стороны, искать возможности помочь отреставрировать памятник, – рассказывает Эдуард Албекович. – Конечно, прежде всего необходимо составить проектно-сметную документацию на проведение реставрационных работ. Но дело в том, что формально, по документам, этот объект, как выяснилось… ничей. Бесхозный. Он не относится ни к «ведомству» управления культуры Алагирского района, ни к «ведомству» Цейского заповедника… То есть никого обязать следить за его состоянием по закону просто нельзя…
…И это, как поделился с «СО» Эдуард Токаев – одна из самых, пожалуй, острых проблем, с которыми сталкивается в своей работе республиканский Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия. Далеко не один «Афсати» – десятки и сотни памятников культуры и памятников старины и в городе Владикавказ, и в районах числятся у нас по документам такими вот бесхозными. Неизвестно, чьими. Подчас доходит до абсурда: и хотелось бы, допустим, той же АМС столицы республики отреставрировать такое-то историческое здание, которое пришло в откровенно неприглядный вид, или отремонтировать такую-то памятную стелу или обелиск. И даже средства на это есть. А делать это она… не имеет права. Потому что это – «нецелевое расходование» тех самых средств: ведь объект, о котором идет речь, на балансе города юридически не числится…
Так что самая реальная надежда в ситуации с «Афсати» пока одна: на неравнодушных спонсоров-меценатов, готовых оказать содействие финансированию этих работ. Кстати, сам автор скульптуры, Михаил Дзбоев, давно мечтает и о том, чтобы облагородить территорию вокруг нее, которая тоже очень и очень в облагораживании нуждается, украсить скульптуру подсветкой… А еще – все-таки воплотить в жизнь ту, давнюю идею Васо Абаева: добавить к этой композиции еще несколько скульптурных изображений диких животных из «стад» Афсати…
– Ну а если уж совсем с размахом мечтать… Когда-то этот монумент задумывался высотой в десять метров. И установить его мне хотелось на возвышенности над дорожной развилкой между Наром и Цеем. Но тогда, в 1970-е годы, эту идею реализовать не получилось… А ведь в таком варианте скульптура и смотрелась бы, конечно, эффектнее, и от обрушения была бы бы застрахована, – делится Михаил Николаевич.
И вслед за ним, создателем «Афсати», невольно хочется повторить: неужели этот монумент, который вот уже тридцать шесть лет как является одной из «визитных карточек» Осетии, никому в Осетии, получается, не нужен?..
Е.ТОЛОКОННИКОВА, К.ФАРНИЕВ
«Северная Осетия», 22.11.2013