Осетия Квайса



Езда без правил

Прошло пять месяцев со дня публикации «Куда летим?» («СО» от 20.03.2014), в которой я постарался обратить внимание общественности республики и руководителей соответствующих ведомств на угрожающий размах беспредела на дорогах и катастрофичность цифр смертности. Что изменилось за это время?

Большое спасибо начальнику ГИБДД Х.Бекузарову. Он единственный из заинтересованных руководителей, кто отреагировал на крик души рядового участника дорожного движения, пригласил к себе и внимательно выслушал мои предложения. Хотя решение большинства существующих проблем находится вне компетенции ГИБДД, в народе принято винить это ведомство во всем, что случается на дорогах. Но если приглядеться поближе, изучить и проанализировать ситуацию, оказывается, что не меньше упреков заслуживают и некоторые другие, более гражданские республиканские и муниципальные ведомства.

Не знаю, удастся ли решить на государственном уровне вопрос с безнаказанностью водителей автомобилей с югоосетинскими, грузинскими, белорусскими номерами, с созданием единой базы данных на нарушителей, но то, что «воз и ныне там», видно невооруженным глазом. Надеюсь, последние поправки в ПДД, вступившие в силу с 12 августа, все-таки помогут сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Достаточно ли этого для того, чтобы решить проблему полностью?

Недавно на местном ТВ состоялась встреча журналистов с руководителями различных ведомств СО и ЮО по вопросу безопасности дорожного движения. Наверное, тем, кто, как и я, смотрел эту передачу, хотелось бы узнать, есть ли какие-то осязаемые результаты этой встречи, или она закончилась в самом распространенном сегодня формате «Поговорили и разошлись». Хотел бы попросить присутствовавших на ней журналистов через соответствующие СМИ информировать население о том, что сделано по поднимавшимся проблемам.

По несложным прикидкам, Южная Осетия может смело претендовать на внесение в Книгу рекордов Гиннесса как страна с наибольшим количеством престижных автомобилей на душу населения. Наверное, нигде в мире нет стольких кайенов, БМВ, мерседесов, роверов и других «крутых» машин на такой маленькой территории. За последние годы заметно выросло население Южной Осетии. Но радоваться здесь нечему, потому что большинство из этих новых граждан к Южной Осетии не имеют никакого отношения. Более того, многие из них наносят ей огромный вред своим поведением на дорогах, позоря всех наших южных братьев и сестер. Люди вокруг ведь не знают, кто настоящий южанин, а кто «поддельный». Они видят только номера машин и выкрутасы их водителей. Это подтверждает и официальная статистика: «За 7 месяцев 2014 года с участием этих машин было выявлено более 45 тысяч нарушений, произошло 48 аварий, в которых 9 человек погибли, 44 пострадали, составлено более 7 тысяч административных материалов».

Я не злорадствую по поводу самого явления – люди как-то пытаются уйти от уплаты астрономических российских таможенных пошлин, и их вполне можно понять. Но если ты купил гражданство и растаможку в другой части Осетии, хоть не веди себя по-хамски и не будь в глазах окружающих недоразвитым идиотом.

Вообще, размах дорожного беспредела на дорогах города и республики не перестает удивлять. Могу с полной уверенностью сказать, что за последние годы количество босяков за рулем (прошу прощения, но другого слова не подберу) заметно выросло. Определенная категория молодых людей без определенного рода занятий получила возможность приобретать недорогие, но прыткие автомобили или старые, но не потерявшие мощь иномарки-монстры. Они и составляют костяк упомянутой выше категории водителей-беспредельщиков. Плевать им на всех и вся, они ведут себя так, как будто все люди кругом – мошкара.

И здесь большинство населения склоняется к тому, что ГИБДД нужно в разы повысить требовательность к таким участникам дорожного движения, сурово наказывать за безрассудно-агрессивную езду и создание аварийных ситуаций. Люди устали бояться пролетающего мимо автотранспорта, устали переходить перекрестки, как минные поля, устали шарахаться от подрезающих и «выезжающих на встречную». Они хотят более решительных действий по наведению порядка. Вряд ли это возможно только одним ресурсом дорожных инспекторов, если мы все будем продолжать безучастно взирать на трюкачей за рулем, готовых в любой момент угробить нашу жизнь или жизни наших близких и друзей.

Я на днях не сдержался, догнал на пр. Коста «девятку», которая лихо пролетела на красный свет светофора по пешеходному переходу, чуть не наехав на молодую женщину с ребенком. Когда в достаточно корректной форме призвал водителя к совести, он тупо посмотрел на меня и помчался дальше. При этом в машине сидели пожилые мужчина и женщина, возможно родители или родственники. Они промолчали…

По моему твердому убеждению, ввиду исключительности ситуации нам в республике необходим отдельный общественный совет при ГИБДД, составленный из опытных специалистов и водителей, болеющих душой за безопасность на наших дорогах, тех, кто может видеть проблемы, не стесняется поднимать их и заинтересован в наведении порядка. Такой совет, при правильной постановке дела, мог бы оказать и населению, и руководству города, и ГИБДД неоценимую помощь. Соответствующий опыт, кстати, уже накоплен в некоторых других субъектах РФ. Одним из направлений деятельности могло бы стать регулярное инспектирование улиц города с фото- и видеофиксацией особо отличившихся, предоставление материалов в ГИБДД и выставление их на специальном сайте в Интернете. Народ должен знать своих «героев».

Возвращаясь к работе дорожных инспекторов… При всем моем уважении к их нелегкой и опасной службе, не могу не заметить, что большинство простых водителей и пешеходов не очень впечатлены от эффективности и конечных результатов их работы. Как водитель с многолетним стажем езды по дорогам России, Европы и Америки, могу сказать, что эта эффективность могла бы быть гораздо выше, прими мы во внимание огромный опыт контроля дорожного движения, накопленный в передовых развитых странах. И в первую очередь я бы предложил инспекторам перейти от стояния в определенных местах в тени деревьев на постоянное патрулирование улиц и дорог, то есть то, что принято во всем мире. И в Европе, и в Америке полицейские крайне редко стоят на дорогах, да и то если с радарами, для контроля скорости движения. Все остальное время они занимаются патрулированием, обычно появляясь неожиданно для нарушителя «из ниоткуда». Лихач должен знать, что его трюки могут засечь в любом месте и в любую минуту. Только это может выработать у него какую-то ответственность. При этом в той же Канаде, например, в последние годы полицию оснастили большим количеством автотранспорта вообще без внешних опознавательных знаков. Они выглядят как обычные автомобили среднего класса, а световая сигнализация расположена в салоне. Вот таких патрулей-невидимок нарушители боятся больше всего, и это, несомненно, дисциплинирует водителей.

Недавно пришлось постоять полчаса в ожидании встречи с другом на проспекте Коста возле площади Победы. Напротив дежурил наряд ГИБДД. Я поймал себя на мысли, что, наблюдая за приближающимся автотранспортом, вижу мало нарушений, и в основном они незначительные. Наверняка сыграло свою роль и то, что в этом месте инспектора дежурят довольно часто, и все местные водители это знают. Час спустя, уже на своей машине, я ехал от БАМа в центр города и через каждые 5 минут делал над собой большое усилие, чтобы крепко не выразиться в адрес иных любителей летать и прыгать за рулем, ни в грош не ставящих безопасность других участников дорожного движения. Грубейшие нарушения ПДД, случаи создания аварийных ситуаций очень часто остаются вне внимания стоящих на одном месте инспекторов. Самые «выдающиеся», опаснейшие для окружающих случаи дорожного беспредела я наблюдал там, где инспектора практически никогда не стоят.

Особо болезненно воспринимаются многочисленные случаи дорожного хамства и свинства. Вот этого в нормальном правовом государстве и в не больном обществе обычно нет и в помине. И поэтому тяжело смотреть, как в родной Осетии некоторые молодые (а иногда и немолодые) люди, потомки тех, у кого уважение к окружающим веками было незыблемым понятием, на светофорах лихо показывают всем свою «удаль».

Если в каком-то заведении я нагло растолкаю стоящих в длинной очереди людей и встану первым, меня, скорее всего, назовут нахалом. Но почему-то те, кто нагло объезжает стоящих на светофоре, считают себя «с?р?н л?ппут?», хотя по своей сути это одно и то же – наглость. При этом можно выскочить из крайнего правого ряда и повернуть налево перед носом у других или же, объехав всех, повернуть на красный. «Я – крутой, а вы – быдло. Мне стоять на светофоре за падло».

Прием приобрел очень широкое распространение, но пока единственным наказанием за него обычно является совокупность всех «добрых пожеланий» таким шустрякам от окружающих водителей. До них это, конечно, не доходит, и ни хамами, ни свиньями они себя не считают. Поступи так в той же Европе, и все на тебя посмотрят как на ничтожество без каких-либо человеческих качеств. Они не знают наших понятий ?гъдау и ?фсарм, но привыкли относиться к окружающим людям с уважением. Мы же, заметно порастеряв свои исконные ценности, западных так и не приобрели. Если ты, читатель, один из тех с?р?н л?ппут?, то во время совершения такого маневра в следующий раз не забудь прохрюкать. Ведь именно таким тебя видят окружающие и желают тебе отнюдь не счастливого пути…

Хамство разрастается до поражающей воображение степени. На днях один молодой парень остановил свою БМВ Х5 посередине перекрестка Владикавказской и Цоколаева, вышел и стал спокойно разговаривать с «братаном» на тротуаре. Даже дверь водительскую демонстративно оставил открытой. Проезжающие медленно, с трудом, с обеих сторон пытались объехать не зацепив. Не дай бог задеть такого. Машину «крутой» папа, наверное, на день рождения подарил. Безрассудство многих водителей, а часто и родителей, не имеет границ и будоражит воображение.

Чего только за эти последние 3–4 месяца не приходилось видеть! Видел мужчину средних лет, в часы пик на одной из самых оживленных улиц города посадившего на колени 5-летнего пацана управлять «Волгой», которую и взрослому-то вести тяжело. В другой раз у меня сжимались кулаки, когда, прогуливаясь вдоль Терека, видел четверых подростков, с визгом и улюлюканьем гоняющих новую «Калину» на большой скорости вверх и вниз по набережной со стороны республиканской таможни. При этом двое из пацанов лежали на крыше автомобиля, цепляясь за ее края. В любой момент кто-то из них мог сорваться и разбиться, и я в спешке не нашел ничего другого, как схватить палку и пригрозить запустить ею в этих недорослей. В тот раз подействовало, и они с громким смехом умчались в сторону таможни. Но что они выкинут в следующий раз, и кто был тот папа, вручивший ключи от машины своему безмозглому сыночку, не научив его при этом ценить хотя бы свою жизнь и жизни окружающих?

(Окончание следует)

Руслан КУЧИТЫ, автор интернет-проекта «Осетины – Ирон адæм»
«Северная Осетия», 05.09.2014