Осетия Квайса



Езда без правил (окончание)

В один из вечеров наблюдал пацана лет 9-10, устроившего опасные гонки на отцовском квадроцикле по пешеходным тротуарам в парке на набережной Терека, по ул. Кесаева. Взрослые и дети шарахались в стороны, а пацан с важным видом «крутого» продолжал свое ралли по набережной, посадив еще и друга сзади.

Отца этого пацана можно поздравить, наверное, готовит его в каскадеры. Но элементарному уважению к окружающим своего отпрыска тоже не мешало бы научить.

Вообще, въезд в этот красивый парк уже давно стал местом «цирковых аттракционов» молодых босяков за рулем. Можно со свистом спуститься вниз или пулей вылететь наверх, невзирая на отдыхающих. Можно с гиканьем минуту буксовать на середине, обдавая всех едким дымом прожженных шин, а еще лучше в час ночи открыть двери, врубить музыку на полную мощь и орать, чтобы вся округа знала, как тебе хорошо с подругами.

Видят ли все это инспекторы ГИБДД? Вряд ли. Я бы порекомендовал им пару вечеров посидеть или погулять здесь в штатском. Уверен, откроют для себя очень много интересного.

Хотел бы также спросить городские власти, кому и для чего в этом парке нужно присутствие частного автотранспорта? Если только для увеличения клиентов небольшого кафе внизу, нужно учитывать, что там всего несколько парковочных мест, а прогуливаются, играют, катаются на роликах, ездят на велосипедах тысячи горожан ежедневно. Тем въездом каждый день пользуются сотни семей с детскими колясками, иногда и инвалиды, и поведение некоторых водителей создает реальную угрозу их жизни.

Парк стал излюбленным местом отдыха горожан, и, по общему мнению, въезд в него должен быть запрещен – хотя бы обычным дорожным знаком. Это тоже – общепринятые в мире требования к безопасности отдыхающих в таких местах. На прилегающих улицах места для парковки достаточно, а пройти лишние 50 метров до кафе или аттракционов не помешает никому.

В последние годы огромной проблемой столицы нашей республики, на мой взгляд, становится бесконтрольная парковка автотранспорта на оживленных улицах. Создается впечатление, что этой проблемой никто не занимается и никто ее не видит. Ведь в таком густонаселенном городе, как наш, мы, водители, можем позволить себе удивительную роскошь – парковаться где угодно и как угодно. Хочешь вдоль или поперек, хочешь в два, а то и три ряда, блокируя движение проезжающего автотранспорта. Ну, нет в городе запрещающих парковку знаков, не любят их наши городские власти в отличие от своих коллег в большинстве крупных городов России и мира.

Владикавказские улицы уже сегодня захлебываются от обилия автотранспорта, особенно на центральных улицах, и беспорядочная, бесконтрольная парковка заметно усугубляет эту проблему. Поверьте, решать ее придется – независимо от чьего бы то ни было желания. Просто подходит время, когда деваться будет некуда. Велосипед для этого изобретать не нужно. Для разгрузки центров больших городов во всем мире применяют только один проверенный метод – создание платных парковок. Необязательно таких, как возле центрального рынка, или закрытые платные стоянки. Для них нужны территории, которых зачастую нет. Нет их и в больших городах Европы и Америки. Я ездил по улицам многих городов Испании, Италии, Германии, Франции и практически нигде не находил возможности бесплатно припарковаться где-то в центре.

Если бы по их средневековым узким улицам можно было ездить в любых направлениях и парковаться как-угодно, Европа бы давно превратилась в одну сплошную автомобильную пробку. Но они, в отличие от наших слуг народа, умеют считать деньги и прогнозировать развитие ситуации. Поэтому во всех мало-мальски крупных городах функционируют специальные муниципальные службы, строго следящие за соблюдением правил парковки. Этих контролеров водители боятся не меньше, чем полицейских. Ведь при нарушении шанс обнаружить на лобовом стекле под дворником выписанный таким контролером штраф очень велик.

Вдоль улиц западных городов чаще всего стоят специальные парковочные автоматы. Бросаешь монету или оплачиваешь банковской картой – и помещаешь квитанцию под стекло, чтобы контролер мог видеть проплаченное время. Стоимость может варьировать в зависимости от близости к центру города.

Конечно, установка таких автоматов стоит денег. Но затраты окупаются быстро и с лихвой. В канадском Торонто, например, парковка вдоль улицы может стоить от 3 до 6 долларов в час. Весьма существенный доход в бюджет муниципалитета, который используется, в том числе, и для ремонта дорожного покрытия и благоустройства улиц. Контролеры патрулируют подведомственные районы, выписывают штрафы, собирают «урожай», во много раз превышающий расходы на их содержание. Не оплатил парковку или просрочил время – скорее всего, пополнишь бюджет города долларов на 30–40, как минимум.

Говорят, все познается в сравнении. И возможность такого сравнения дает мне, водителю, право утверждать – насущных проблем на улицах города и дорогах республики столько, что можно книгу писать! Решаются ли они? Возможно. Но крайне медленно и неэффективно. Кроме этого, совершенно не видно профессионального, грамотного подхода. Чаще наоборот.

Давно пытаюсь решить ребус с полосами движения на ул. Ардонской. Они меняются почти на каждом перекрестке с 2-х на 3 и обратно. Что бы это значило? Ведь, если по правилам, водителю, двигающемуся прямо, приходится ездить зигзагами весь путь от ул. Барбашова до ул. Плиева, то и дело тесня машины, двигающиеся рядом. Возможно, наносящий эти линии подразумевал одну полосу для поворота налево, но для стрелок ему не хватило краски. Вот и виляем мы из стороны в сторону, зачастую создавая аварийные ситуации и вызывая законное возмущение соседей на другой полосе.

На многих широких улицах разметки вообще нет. И водители сами, впритирку и распихивая других, определяют, сколько рядов движения должно быть на данной улице. Влево, вправо можно поворачивать из любых положений, игнорируя других и не предупреждая о своих намерениях.

Хотел бы очень попросить специалистов, проектировавших перекресток улиц Московской и проспекта Доватора, показать нам, как без нарушения ПДД или создания аварийной ситуации повернуть налево днем – с ул. Цоколаева на Московскую? Сочетание разметки и регулировки работы светофоров не позволяют это сделать. На момент начала движения все полосы на той стороне уже бывают заняты транспортом, проезжающим по улицам Доватора и Московской. И дабы не создать пробку на перекрестке, водитель вынужден впихиваться в эти ряды со всеми вытекающими опасными последствиями.

Мелочь, конечно. Ведь езда по полосам и пользование поворотниками – это для Москвы и западных городов. Мы как-нибудь обойдемся и без этого. Говорят, если хорошо приноровиться, можно ездить даже без тормозов…

Одним из любимых видов общественного транспорта наших горожан является трамвай. Я сам иной раз с удовольствием пользуюсь им. Но совсем не завидую водителям трамваев. Мало того, что хамов развелось и среди определенной части пассажиров, управлять таким тяжелым транспортом на изогнутых, как лекало, рельсах с риском в любой момент соскочить с них, наверное, очень тяжело. Не менее тяжело, видимо, проезжать и перекрестки, где на этих выпирающих из асфальта на 10 см рельсах буквально застревает проезжающий автотранспорт.

Необустроенность дорожного покрытия на самых оживленных перекрестках, таких, как пл. Победы или Иристонская – Чапаева, замедляет почти до нуля скорость движения и создает пробки с многочисленными аварийными ситуациями. Пока ползком въезжаешь на такой перекресток, зажигается «красный», и ты оказываешься зажат со всех сторон. Мат-перемат со всех сторон в таких местах – самый безобидный способ эмоциональной разгрузки. Было бы хорошо, если бы он всецело был направлен по правильному адресу – в сторону тех, от кого зависит состояние дорожного покрытия этих перекрестков.

От имени тысяч водителей вопрос к городским властям: вы же сами не раз проезжаете их. Сколько на это можно смотреть? Неужели для того, чтобы выровнять асфальтовое покрытие, нужны миллионы рублей? Если этих 5-10 тысяч нет в бюджете, тогда давайте соберем их методом «с миру по нитке». Но это даст нам возможность не гробить своих «коней» на этих «переправах», а жителям окрестных домов – не дышать насыщенными выхлопными газами скапливающегося потока автотранспорта.

После напряженной езды по городским улицам, трасса на Беслан водителям кажется райским участком. Хорошо потрудились проектировщики и строители. Спасибо им. Но без ляпов не обошлось и здесь. И в первую очередь – отсутствуют знаки, ограничивающие скорость движения на крутых поворотах и опасных участках (например, въездах и выездах). По международным стандартам это – нонсенс!

О светофорном хозяйстве во Владикавказе можно говорить часами, но не хочется. Ладно, опасно-хаотичное броуновское движение транспорта и пешеходов на совершенно нерегулируемом перекрестке по ул. Владикавказской возле «Викалины» уже стало притчей на всех уровнях. Но если на многих оживленных перекрестках, останавливаясь перед линией «Стоп», ты без сворачивания собственной шеи не можешь видеть ни один из установленных светофоров, так и хочется посмотреть на проектировщиков и спросить, где и как они учились.

Давно не ездил по дорогам других городов России, не знаю, насколько существующий стандарт светофора отвечает ГОСТу. Но мне, водителю, он совершенно непонятен. Для чего меня предупреждать зелено-желтым светом о скором начале движения? Ведь большинство наших вечно спешащих водил срываются с места именно на этот сигнал в то время, когда перекресток еще занят другим транспортным потоком. А если ты этого не делаешь, тебе начинают сзади сигналить и бурно выражать недовольство.

Я не видел ничего подобного ни в одной стране мира (сигналить даже зазевавшемуся водителю считается дурным тоном). Наоборот, во многих развитых странах светофор создает 3-секундную паузу для того, чтобы автотранспорт на перекрестке «рассосался» до того, как тронется с места поток с другого направления. Во время этих секунд красный свет горит во всех направлениях.

Мне иногда кажется, что приезжающие к нам иностранцы думают, что у нас нет автошкол и все водители являются самоучками. Конечно, баранку крутить и на газ нажимать умеют все. Но водить правильно, рационально и, главное, безопасно, – единицы. Отсутствуют или игнорируются элементарные навыки, которым обучают в тех же европейских и американских автошколах, а ведь их не так уж и много. При этом каждый считает себя асом, с соответствующим поведением на дорогах.

Создается впечатление, что нужно или инструкторов самих учить тому, как и чему обучать, или же эти школы необходимо распустить. Я много раз слышал от знакомых, что свидетельство об окончании автошколы они просто купили без посещения уроков. Не продаете ли вы смерть для окружающих, господа автоучители?

В заключение еще об одном. Меня часто попрекают в публичном охаивании западного образа жизни и их ценностей. Но в данном случае я могу сказать, что в вопросе контроля за безопасностью дорожного движения европейские и американские страны ушли далеко вперед. И в таком случае нам не грех бы и поучиться у них чему-то, перенять накопленный ими десятилетиями хороший, полезный опыт, вместо того, чтобы пытаться создавать модели своего велосипеда (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). И если работники МВД в основном невыездные, гражданским ответственным за решение поднимаемых проблем не грех было бы поездить и поучиться. Конечно, материальные возможности западных муниципалитетов гораздо шире. Но не все проблемы упираются только в отсутствие средств. Во многих случаях нужны профессионализм, воля, требовательность и организованность городских руководителей и специалистов.

Недавно прочитал на портале «Регион-15»: «В Северной Осетии перспективы дисциплинировать участников дорожного движения нет… » Такое мнение на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения озвучил вице-премьер Виталий Зангионов. По его словам, есть много объективных и субъективных причин такого положения вещей. Среди основных – подготовка и переподготовка кадров, состояние транспорта, уличной сети и дорожного полотна, создание условий комфортного перемещения, наличие знаков и светофорных объектов.

Возможно, корреспондент портала немного напутала, и уважаемый Виталий Георгиевич совсем не имел в виду отсутствие каких-либо перспектив улучшения ситуации на дорогах. Тем более, что во второй части информации он сам перечислил то, над чем нужно работать соответствующим службам.

Не можем же мы в нашей маленькой Осетии легко смириться с бессмысленной потерей 150 человек ежегодно?!

Руслан КУЧИТЫ, автор интернет-проекта «Осетины – Ирон адæм»
«Северная Осетия», 08.09.2014