Все победит упорный труд
Игорь ДЗАНТИЕВ
На строительстве газопровода «Дзуарикау – Цхинвал» наступает самая напряженная пора, когда многие препятствия еще предстоит преодолеть, а время уже не терпит. Вчера состоялась важная инспекционная поездка по всей трассе, пролегающей на территории Северной Осетии. В ней участвовали представители заказчика (Владимир Сальников), проектной организации (Владимир Сажин, Лариса Нестеренко), генерального подрядчика строительства (Сергей Вакуленко), надзорных инстанций. Цель поездки – попытаться на месте найти согласованные решения по наиболее «узким», самым проблемным вопросам на отдельных участках.
А таковых проблем, остающихся открытыми, еще немало. В ходе обсуждения у многих невольно вырывалось слово «уникальное». И, действительно, нигде и никогда еще не прокладывали нитку газопровода в столь сложных геологических условиях и на такой высоте. Начиная от Тамиска, то есть с того момента, когда газопровод вступает в страну Кавказских гор, начинаются испытания на крепость духа и профессиональной сноровки.
Особенно изобилует загадками рельефа Касарское ущелье – царство неприступных скал, замысловатых изгибов, камнепадов, селевых потоков и лавин. Здесь основная работа легла на плечи владикавказской строительной компании «Марс-Р», которую возглавляет опытный руководитель Руслан Рубаев. Сейчас строители метр за метром отвоевывают пространство в труднодоступных горах.
В районе Бурона трасса пройдет прямо над поселком. Поэтому в обсуждении и поиске рациональных решений приняли участие представители местной администрации – кому, как не им лучше знать все тонкости здешних мест. Ведь важно не только суметь проложить и сварить трубу, но и надежно ее упрятать от непредсказуемых природных воздействий.
Помимо скал, есть и другие трудности. Например, согласно проекту газопровод должен не один раз пересечь Ардон – реку, которой за бурный нрав и дали название «бешенной». И в каждом новом случае надо найти единственно верный, оптимальный ответ, ведь строить «по лекалам» в данном случае просто противопоказано.
Уже стемнело, а бурные дискуссии продолжались. Одна из последних протекала у строящегося тоннеля, которых на трассе стало 15 вместо 8, первоначально запроектированных. Их делают там, где по-другому скалы пройти невозможно. Пробить тоннель и забетонировать – полдела. Не менее важно – обеспечить защиту будущему голубому потоку инженерными сооружениями.
Вердикт, вынесенный участниками инспекции, прост: времени для раздумий не осталось. Поэтому окончательные решения по проблемным участкам найдут отражение в специальном протоколе, подготовленном по итогам поездки. Он и станет руководством к действию.