Творческие союзы Северной Осетии намерены провести объединенный съезд
Ольга РЕЗНИК
Сегодня во Владикавказе в Национальной научной библиотеке состоялось очередное заседание содружества творческой интеллигенции РСО-Алания «Культура Осетии». На повестку дня было вынесено два вопроса: наука Осетии на современном этапе развития и проблемы творческих союзов.
Заседание Содружества ведущая круглого стола искусствовед Зара Газданова начала с того, что сообщила собравшимся приятное известие: письмо, написанное от имени Содружества на имя Главы республики Т. Мамсурова по поводу проблем литературных журналов, издающихся в Северной Осетии, не осталось без ответа. Всем без исключения редакциям было увеличено финансирование. Не остаются без внимания и другие обращения Содружества, сообщила далее Зара Газданова.
Она же представила основного докладчика по первому вопросу – профессора, доктора физико-математических наук, заслуженного деятеля науки России Анатолия Кусраева. «Математика – это тоже культура», – заметила напоследок Зара Газданова. В ответ на подобную реплику Кусраев, по-видимому, быстро осознавший, что математика – это часть культуры, с улыбкой назвал всех участников круглого стола «представителями изящных искусств».
В своем выступлении ученый-математик акцентировал внимание на круглой дате – десятилетии Владикавказского научного центра (ВНЦ), который он возглавляет. «Что изменилось в жизни Северной Осетии после появления ВНЦ?» – задался вопросом докладчик. И сам же попытался на него ответить. Он остановился на таких направлениях научной деятельности ВНЦ, как сейсмология, космическая геодезия, телемедицина (впервые в России она была опробована в экстремальных условиях в Беслане), работа с математически одаренными детьми, издательская работа (с 2001 года выходит «Вестник Владикавказского научного центра», совместно с Северо-Кавказским горно-металлургическим институтом под редакцией профессора Михаила Алкацева издается журнал «Труды молодых ученых»).
Вопросов, надо сказать, Анатолию Кусраеву было задано немало. «Лириков» не на шутку заинтересовало выступление «физика». А спрашивали они о том, какой процент диссертаций имеет практическое значение, имеет ли сегодня Академия наук России такой же вес, какой имела в свое время в СССР, «звучит» ли наша, осетинская наука в масштабах Российской Федерации так же, как культура и искусство, может ли существовать табу в науке, в какой степени затронуло нас такое бедствие, как «утечка мозгов» и каково соотношение прикладной и теоретической науки.
Второй, вынесенный на повестку дня вопрос, не на шутку взбудоражил всех. У творческих союзов на сегодняшний день (и это ни для кого не секрет) накопилось немало глубоких, серьезных проблем. И власть здесь вроде бы не причем. Ведь творческие союзы, как-никак, – общественные организации. И в то же время счет уже пошел на десятилетия с тех пор, как не пополняются новыми произведениями членов Союза художников РСО-Алания фонды художественного музея им. М. Туганова, как оркестры не получают больших симфонических произведений и так далее. А в результате оттого, что не оказывается помощь представителям творческих профессий, что «продукция» художников, писателей, музыкантов не принимается, страдает государство. Об этом сказала в вводной части ко второму вопросу Зара Газданова, предоставившая первой слово председателю Обкома профсоюзов работников культуры Светлане Агаевой.
Та, в свою очередь, обозначила основные проблемы творческих союзов просто и ясно – отсутствие финансирования и внимания со стороны властных структур, и как результат – предоставленность самим себе. Творческие договоры не заключаются, произведения не закупаются, Северо-Кавказская студия кинохроники уже два года, как закрыта, продолжила констатацию фактов Светлана Агаева. С 1991 года, заметила она, творческая деятельность уже не приравнивается к трудовой. Невостребованными в итоге оказались и национальная опера Ацамаза Макоева «Аланы», и национальная пьеса Анатолия Дзантиева «Анахарсис». И это притом, что непрестанно ведется речь об объединяющей национальной идее.
«Творческие союзы, – дал свою оценку происходящему заместитель председателя Союза писателей РСО-Алания Анатолий Дзантиев, – оказались на обочине общественной жизни». Причина, по его мнению, заключается в том, что нет правовой базы, позволяющей оказывать финансовую поддержку творческим союзам. Вот и призывают то и дело деятелей культуры и искусства как-то выживать и зарабатывать себе на жизнь.
В свое время, заметил Анатолий Дзантиев, президентом РСО-Алания Александром Дзасоховым было выдвинуто интересное предложение – построить дом для творческих союзов. Эта идея, увы, так и не была претворена в жизнь. А помещения, в которых в настоящее время размещаются союзы, подчас не выдерживают никакой критики. А если и выдерживают, то отторгнуть внешне презентабельные здания находится слишком много желающих, как это не раз уже происходило в помещении Союза композиторов республики, о чем поведал собравшимся председатель этого творческого содружества Ацамаз Макоев.
Ацамаз Владимирович также заметил, что на местах все зависит от глав регионов. В Иркутской области и Татарстане, например, процветает культура. А в Самарской, где новоиспеченный губернатор которой не любит музыку, все зачахло на корню.
«Если у руководства региона есть заинтересованность, – поддержал Ацамаза Макоева председатель Союза кинематографистов РСО-Алания Вячеслав Гулуев, – то издается указ о поддержке работников культуры, искусства и кинематографии». Сам Вячеслав Гулуев недавно вернулся из Махачкалы, и потому со знанием дела рассказал о том, какая помощь оказывается правительством Дагестана представителям творческой интеллигенции. То же самое, заметил он, происходит сегодня и в другой северо-кавказском субъекте – Чеченской Республике. «Если раньше все равнялись на Северную Осетию, то сегодня нам впору брать пример со своих соседей», – с горечью сказал Вячеслав Гулуев. Он также заметил, что главная цель Союза кинематографистов в настоящее время – поднять кинематограф в Осетии и на всем Северном Кавказе. И предложил созвать съезд творческих союзов республики.
Предложение было поддержано народной поэтессой Осетии Ириной Гуржибековой, которая заметила, что руководство РСО-Алания должно быть непременно приглашено на такой съезд, дабы услышать всех, кто сидит в зале, услышать голос общественности. Идея созыва съезда творческих союзов была поддержана всеми участниками круглого стола. В конце концов, пришла пора решать, нужны нам творческие содружества или нет.