Осетия Квайса



Родина Вахтангова на неделю стала средоточием культурной жизни страны

Завершился первый Всероссийский театральный фестиваль во Владикавказе «Вахтангов. Путь домой», который организовал и провел здесь Театр им. Евгения Вахтангова. Форум стал вторым этапом инвестиций столичного театра в культуру республики Северная Осетия-Алания и примером для тех, кто больше на словах любит порассуждать о культурной национальной политике. Вахтанговский второй год предпочитает дело.

Во Владикавказе на центральных улицах сейчас тихо, и только металлический остов огромной сцены, которую уже почти разобрали, напоминает о том, что здесь происходило. А был здесь театральный кипеш.

Впервые по проспекту Мира разгуливали куклы-великаны, в которых несложно было узнать Пушкина с Гоголем и их героев. Здесь с радостной толпой мешались маски театров «Куклы господина Пэжо», «Кукольный формат» из Питера, ярко-красные костюмы воронежской компании «Вау».

В парке Коста Хетагурова с ландшафтом в несколько уровней уличные артисты разыгрывали сцены из жизни Александра нашего свет Сергеевича. Здесь фантазия зашкаливала и вырывалась за рамки строгого портрета «нашего всего», написанного, кажется, с рождения курчавого гения. Во Владикавказе Саша спал, Саша рисовал ивовым прутиком на земле, резвился возле паркового пруда с лебедями… Поэт-шалун не боялся ничейных собак, которые почему-то повсюду сопровождали зрителей.

Кстати, о собаках. Наверное, Владикавказ единственный российский город, где бездомные псы спокойно гуляют среди граждан и отдыхающих. Они не приставучие, не агрессивные и все с разноцветными чипами на ушах. Плетутся себе за группой в наушниках на первом в истории города театральном променаде, останавливаются вместе со всеми и, задрав морды, слушают рассказ, например, о том, как гимназист Женя Вахтангов бегал вот по этой самой улице, как организовывал вечера в женской гимназии и каким успехом пользовался у юных гимназисток этот ловкий танцор и остряк.

Когда же речь заходила о конфликте будущего гения с отцом-фабрикантом (сын вместо того, чтобы помогать папаше, зачем-то увлекся театром), псины явно грустили — они-то беспризорные, ни отца, ни матери. Но, подчеркну, не обиженные — их не прогоняют и даже могут походя погладить – без страха, что псина огрызнется. А одна из бродяжек черной масти вообще оказалась конченой театралкой: я заметила ее среди зрителей аж на трех спектаклях уличной программы — сидела притихшая и внимала.

Театральный променад «Вахтангов. Дорогами юности» сочинили Дарья Хаустова и Денис Сутыка, поставила режиссер Ася Князева, а озвучили вахтанговцы разных поколений — Олег Форостенко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Мария Аронова, Юрий Цокуров.

Немаловажно отметить, что Вахтанговский фестиваль пришелся на датский год: 250 лет назад, в 1774 году, Екатерина Великая подписала указ о присоединении Осетии к России. Первое посольство из Осетии в Санкт-Петербург отправилось в 1749 году, а всего посольств было три. Путь для них окажется небезопасным и в общей сложности продлится полгода. А еще 10 лет спустя на правом берегу Терека в окружении живописных Кавказских гор будет основана крепость, названная Владикавказом.

Статус города Владикавказ получит в 1860 году, и с того времени начнется его бурное развитие: здесь появятся образовательные учреждения, быстро ставшие престижными, печатные книги и первые газеты. Запустят один из первых в России трамваев. А в 1883 году родится Евгений Вахтангов, который создаст в Москве такой театр, который 103 года остается, как и завещал основатель, театром радости. Даже если играет высокую трагедию.

И именно этот театр сделал, казалось, невозможное — за три года на свои средства возродил во Владикавказе Дом Евгения Вахтангова, десятилетиями пребывавший в плачевном состоянии, и превратил его в место силы и культурного притяжения. А нынче устроил первый театральный фестиваль.

Семь театров из России в течение недели, разнообразная программа спектаклей из Казани, Омска, Донецка, Архангельска, Санкт-Петербурга. Большой успех имели у публики Омская драма со спектаклем «Мой дедушка был вишней» — трогательная история о верности и преданности своим корням — и «Василий Теркин» с Русского Севера. В рамках фестиваля Национальный театр им. Тхапсаева сыграл свой премьерный спектакль «Газдановы», который можно назвать сценическим памятником всем матерям, потерявшим своих детей на войне, и неважно, далекая то война была или близкая.

А закрыли первый Вахтанговский смотр на площади Свободы гала-концертом с участием звезд российского театра и шоу-бизнеса. Он длился шесть часов, начавшись при ярком солнце, а завершился под темным южным небом. И более 10 000 зрителей не расходились, распевая вместе с Сергеем Лазаревым, группой «Республика», Натальей Быстровой и Дмитрием Ермаком, Аллой Хадиковой, детским театром «Домисолька», Александром Олешко, который вместе с легендарной Анной Шатиловой вел концерт. И прямо в разгар концерта глава республики Сергей Меняйло объявил, что Олешко присвоено почетное звание заслуженного артиста Осетии. Площадь ликовала.

На заключительно концерте выступает ансамбль «Ритмы гор»

На концерте также объявили имена лауреатов премии за достижения в развитии культуры, социальной сферы и сферы креативных индустрий Республики Северная Осетия-Алания. Ее вручили молодым — до 35 лет — талантливым жителям республики. Ими стали Амурхан Кусов, Зита и Зарина Кодзати, Туган Дулаев.

В финале вся площадь Свободы вместе с артистами дружно пела песню «Владикавказ», специально написанную к открытию Дома Вахтангова и посвященную этому удивительному городу, в который год назад вернулся Евгений Богратионович и красиво продолжает здесь путь. «Всем нам хочу пожелать, чтобы мы возвращались домой», — произнес со сцены глава республики Сергей Меняйло.

После концерта мы поговорили с директором Театра Вахтангова Кириллом КРОКОМ.

— Кирилл, первый фестиваль «Вахтангов. Путь домой» завершился. Какие основные выводы вы как его организатор для себя делаете?

— Выводы такие: фестиваль нужен городу, республике и югу России. Ничего подобного на родине Евгения Вахтангова — в Осетии — нет. Как мне кажется, мы попали в точку, сделав фестиваль драматических и уличных театров, и он имеет хорошие перспективы. Владикавказ как будто ждал этот фестиваль. А у россиян со своей стороны большой интерес к Осетии с ее богатой историей, культурой.

— В прошлом году, открывая Дом Вахтангова, вы озвучили сумму — 250 млн рублей, в которую обошлось восстановление родового дома основателя Вахтанговского театра. А в какую сумму обошелся первый театральный фестиваль в родном городе Вахтангова? Или это закрытые цифры?

— Мы ничего не скрываем, в документах — полная прозрачность. Бюджет фестиваля — 80 миллионов рублей. Из них 25 миллионов — это президентский грант Фонда культурных инициатив, а остальные деньги заработаны театром от основной уставной деятельности.

— А каков конкретный вклад правительства республики в этот нужный и для нее проект?

— Мы благодарны правительству республики и лично его главе Сергею Ивановичу Меняйло, мэрии Владикавказа за то, что в наше сложное, в том числе и финансово, время они этот фестиваль поддержали. Денег на фестиваль в республиканском бюджете нет, но все расходы по встречам гостей, участников, приемам коллективов, поездкам в горы республика взяла на себя. Так что мы благодарим за огромную административно-техническую поддержку.

Наша принципиальная позиция состояла в том, что билеты на вечерние спектакли фестиваля мы продавали по местным, а не московским ценам. Открытие и закрытие для всех было бесплатным, как и все спектакли в парке Коста Хетагурова, — это наш вклад в так называемое выравнивание культурного слоя в стране, в то, что мы называем общенациональной культурной политикой.

Марина РАЙКИНА
«Московский комсомолец», 22 июля 2024 г.