Александр ДЗАСОХОВ: «Опасность в том, что продолжаются поставки оружия в Грузию»
12-13 апреля в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция «Новый взгляд на отношения Европейского Союза и России». В ее работе приняли участие парламентарии, представители Администрации Президента России, дипломаты, депутаты Европарламента, представители Евросоюза, крупные научно-политические центры Франции, Великобритании, Германии и ряда других европейских стран. Член Совета Федерации от Республики Северная Осетия-Алания, доктор политических наук Александр Дзасохов выступил с докладом на тему «Россия-Евросоюз: есть ли общие интересы на Южном Кавказе (Закавказье)»
Касаясь, в частности, проблемы Южной Осетии, он сказал:
«Ситуация на Южном Кавказе после развязывания в августе 2008 года режимом Саакашвили войны против Южной Осетии остается напряженной. Существует опасность обострения обстановки из-за непредсказуемых действий нынешних властей Грузии. Снизить опасность рецидива новой военной авантюры можно только путем повышения контроля над поставками в Тбилиси вооружений и военной техники. Требуется введение международного эмбарго на поставки в эту страну вооружений, особенно наступательных, в соответствии с международными договоренностями, запрещающими снабжение оружием в дестабилизирующих целях. По данным Стокгольмского института стратегических исследований (SIPRI), как минимум пять государств – членов ЕС поставляют оружие в эту страну.
Другой острый и актуальный вопрос – это необходимость подписания между Грузией и Южной Осетией, а также между Грузией и Абхазией соглашений о неприменении силы. Грузинские политики утверждают, что Тбилиси дал такого рода гарантии в документах 2008 года, выработанных при посредничестве президента Франции Николя Саркози. Но это не так. Ведь соглашения не были подписаны сторонами, поэтому носят необязывающий характер. Саакашвили к тому же толкует эти соглашения в собственном духе.
Но выход из этого положения существует. Если двусторонние соглашения сегодня невозможны, то все три стороны, Тбилиси, Сухум и Цхинвал, могли бы подготовить односторонние национальные документы по неприменению силы. В ходе январского раунда дискуссий в Женеве, посвященных урегулированию конфликта, которые приобрели регулярный характер (уже состоялось десять раундов), российская сторона предложила нестандартные варианты международно-юридического оформления договоренностей о неприменении силы. Если грузинское руководство не готово подписаться под соглашением о неприменении силы вместе с Абхазией и Южной Осетией, то можно было бы подумать о принятии всеми тремя государствами односторонних обязательств на этот счет, например, в форме писем, адресованных председателю Совета Безопасности ООН.
Сегодня в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, работает мониторинговая миссия Европейского Союза. Положение там остается сложным. Грузинские войска и полицейские формирования концентрируются в этих зонах, создаются полевые лагеря, подтягивается тяжелое вооружение, не прекращаются разведывательные полеты над территорией Южной Осетии и Абхазии.
После признания независимости Южной Осетии и Абхазии, которое для России является окончательным и безотзывным, Россия взяла на себя обязательство по обеспечению безопасности граждан Южной Осетии и Абхазии. Это обязательство доведено до сведения международного сообщества, юридически оформлено и будет в полной мере соблюдаться».
На фото (слева направо): Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Единство во имя России», исполнительный директор фонда «Русский мир», Москва, Александр ДЗАСОХОВ, председатель Комиссии СФ по культуре, член Комитета СФ по международным делам, представитель от органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, Москва Питер СЕМНЕБИ, спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу, Брюссель