Возвращение Цола
…Смех – это тот же клинок. Сверкающий, отточенный – и в умелой руке разящий зло и несправедливость наповал. И преданий о мастерах этого клинка – «якобы беззаботных плутах, носящих в сердце бесстрашие и любовь к своему народу», как очень здорово сказал когда-то о таких персонажах Константин Паустовский, – в разных уголках планеты Земля сложено немало. В Средней Азии это – Ходжа Насреддин, у фламандцев – «бессмертный гез» Тиль Уленшпигель, у японцев – неунывающий бродяга Хикоити, ловко обводящий вокруг пальца надменных самураев и князей-дайме, на Русском Севере – воспетый поморским сказочником Борисом Шергиным пройдоха Шиш Московский… А у осетин один из самых любимых таких героев – Цола.
Меткий острослов и весельчак, по-мальчишески озорной жизнелюбец-балагур с пляшущим в крови солнцем – и вдохновенный поэт, для попавших в беду друзей – неистощимая на выдумки палочка-выручалочка, а для зарвавшихся и потерявших совесть «сильных мира сего» – вечная и неутихающая головная боль… Словом, этакий осетинский Фигаро. У которого, кстати, был реальный прототип, чье имя еще при жизни густо обросло в старой Осетии легендами – Тасолтан Рамонов из Даргавса.
«Цола» – так и называлась лирическая музыкальная комедия, написанная об этом колоритнейшем народном герое поэтом и драматургом Геором Чеджемовым, премьера которой состоялась в 1981 году на сцене Осетинского театра. Поставила ее режиссер Роза Бекоева, автором музыки к этому спектаклю стал Булат Газданов, занято в нем было целое созвездие актеров, по праву завоевавших славу любимцев публики Осетии, а главного героя и его возлюбленную блистательно сыграли в той, первой его постановке Дзамболат Царгасов и Светлана Медоева. И успех у этого спектакля был, без всякой натяжки, оглушительным. Он остался в творческих летописях Северо-Осетинского академического театра как одна из самых ярких и самых «кассовых» его постановок эпохи 1980-х. А зрители просто влюбились в его персонажей. И в положительных, и в отрицательных. Настолько, что через несколько лет на подмостках Осетинского театра обрел сценическую жизнь, как нынче модно говорить, сиквел этой пьесы, тоже вышедший из-под пера Геора Чеджемова – «Свадьба Цола». И был принят публикой так же тепло.
С тех пор пролетели три с лишним десятилетия. А Цола все так же молод. Так же неунывающ. Так же щедро дарит нам, сегодняшним, солнечную неистребимую веру в добро, справедливость и любовь его озорной, жизнеутверждающий смех… Что и доказала зрителям республики премьера новой постановки этой легендарной комедии, состоявшаяся 16 марта в Северо-Осетинском академическом театре им. В. Тхапсаева. Доказала с блеском. В зале не просто был аншлаг: он, переполненный «под завязку», содрогался от аплодисментов, а в кассе в тот вечер не осталось ни одного лишнего билетика. Публика заполнила даже балкон и приставные стулья…
– Режиссер у этой постановки тот же – Роза Бекоева. Тот же художник – Зинаида Дзахова. В спектакле звучат те же искрометные аранжировки Булата Газданова… Но, тем не менее, это – новое прочтение «Цола». Новое возвращение к этой пьесе спустя тридцать лет – в чем-то уже с иными акцентами, интонациями, с новым, молодым актерским составом… Конечно, мы все очень волновались: как примет эту нашу премьеру зритель? Но, смеем надеяться, его не разочаровали, – улыбается худрук Осетинского театра, народный артист Республики Северная Осетия-Алания Казбек Губиев. – Кстати, очень украсила спектакль, что публика тоже отметила и оценила, еще одна «изюминка»: в нем звучит «живая» осетинская музыка – в великолепном исполнении оркестра народных инструментов Республиканского колледжа культуры. Огромная наша благодарность – и ребятам из этой «кузницы талантов», и их педагогам, и директору колледжа Ларисе Цекоевой… А еще премьера «Цола» снова подтвердила: наш зритель очень сильно ностальгирует сегодня по хорошей национальной пьесе. И для нас, Осетинского театра, это тоже должно стать руководством к действию при формировании репертуарной политики.
– Премьера показала: наш зритель все помнит и ничего не забывает. Отлично помнит и ту, первую постановку «Цола», и актерские работы тех замечательных исполнителей, которые в ней были заняты: Дзамболата Царгасова, Светы Медоевой, Сурена Хугаева, Коста Бирагова… И, наверное, самой большой трудностью для нас как раз и было преодоление этого барьера, волей-неволей встававшего перед глазами зрителя, – доверительно поделилась с «СО», в свою очередь, режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств РСО-Алания Роза Бекоева. – Но, думаю, с этой задачей мы справились. И то, что после премьеры в республике заговорили о занятых в «Цола» молодых актерах из труппы Осетинского театра, которые, к сожалению, пока не так часто, как хотелось бы, выходят в его постановках на сцену и творческие возможности которых театру еще предстоит до конца задействовать и раскрыть, то, что эти ребята заинтересовали зрителя и, даже больше того, действительно стали для него открытием, что он их принял и поверил им – это дорогого стоит…
…Второй премьерный показ «Цола» пройдет в Осетинском театре 23 марта – и все билеты на него распроданы без остатка. А одним из самых трогательных, щекочущих горло моментов этой премьеры стал ее финал – когда опустился над сценой занавес. Когда вышла, под долгие овации зала, на поклоны «постановочная команда» спектакля. И когда первыми поднялись на сцену, чтобы тепло, по-отечески и по-матерински, поздравить с успехом смущенных и счастливых молодых исполнителей главных ролей в этом спектакле – Эльбруса Джанаева и Зарему Боциеву, – «звезды» той, первой постановки «Цола»: Дзамболат Царгасов и Светлана Медоева… Это снова прозвучало, как залог: жаркий факел богатых творческих традиций Осетинского театра сегодня есть кому нести дальше. В будущее…
Е.ТОЛОКОННИКОВА, фото Р.ЛАГКУЕВА
«Северная Осетия», 23.03.2012