Осетия Квайса



Премьера 28.08.2013

Самый достоверный Сталин

Один из двух обещанных сериалов с Анатолием Дзиваевым в роли Сталина – «Сын отца народов» – вышел на украинском телеканале «Интер». Другой – «Убить Сталина» – вот-вот появится в эфире. Взяв за сюжетную канву драматичную судьбу Василия Сталина, создатели нового фильма попытались в 12 сериях воссоздать столь же драматичную эпоху, в которую жила страна.

Чтобы такая попытка вышла удачной, наверное, необходимо совпадение целого ряда творческих факторов, включая добротный сценарий (Эдуард Володарский), глубокую режиссерскую работу (Сергей Гинзбург), и, конечно, убедительные актерские проникновения в образы. К счастью все эти составляющие сошлись, что сделало сериал вполне интересным, а для кого-то, возможно, и захватывающим (хотя в таких случаях обсуждение очень часто переходит на соответствие увиденного историческим фактам, а не к художественным достоинствам и недостаткам).

Меня, признаюсь, больше всего интриговало, как справится со своей задачей народный артист Северной Осетии Анатолий ДЗИВАЕВ, которого в России и на всем постсоветском пространстве уже признали как самого колоритного Сталина. Анатолий Гаврилович теперь уже семь раз сыграл вождя. Не исключено, теперь он даст фору многим профессорам-историкам в том, что касается если не сталинской биографии, то пружин, которые двигали Иосифом Виссарионовичем в ключевых государственных и семейных ситуациях.

В сериале «Сын отца народов» Сталин по нескольку раз появляется в кадре на протяжении десяти из двенадцати серий. И каждое такое появление – своеобразная мини-новелла, раскрывающая новую грань в характере вождя (или усиливающая уже обозначенную). Скорее всего, именно такой размах возможностей поспособствовал тому, что этот дзиваевский Сталин показался максимально приближенным к объективности. И не только дзиваевский, а, вероятно, экранизированный вообще.

Жестокость в «интересах» страны и жестокость, вскормленная безграничной любовью к детям. Мудрость крупного государственного деятеля и слепое (но искреннее) следование идеологическим догмам. Смиренный родитель, негодующий в гневе отец и правитель, способный на безобразные сцены… Кажется, что вся гамма человеческих достоинств и пороков вместилась в одной неординарной личности.

Дзиваев сумел выстроить образ «разного» Сталина без натуги и органично – так бывает, когда ловишь себя на мысли, будто смотришь не фильм, а погружаешься в другую, пусть историческую, но реальность. И то, что его шестой Сталин стал еще более многогранным, свидетельствует о свежести актерского восприятия роли, о продолжающемся интересе к ней самого артиста. А это значит, что мы наверняка увидим еще не раз такого знакомого и незнакомого Анатолия Дзиваева.

Игорь ДЗАНТИЕВ