Как боги…
«Как боги» — это название пьесы известного драматурга, поэта, главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова. Премьера спектакля по этому драматическому произведению в постановке главного режиссера Русского театра Валерия Попова состоялась во Владикавказе в минувшие выходные на сцене старейшего на Северном Кавказе храма Мельпомены.
Надо сказать, что Полякова в нашем Русском театре ставят не впервые. На премьерах спектаклей «Халам-бунду, или Заложники любви» и «Одноклассница» (эту пьесу Юрия Полякова Русский театр поставил одним из первых в стране) даже присутствовал сам автор, высоко оценивший работу творческого коллектива из столицы Северной Осетии.
«Как боги» — это еще одно сценическое размышление о нашей сегодняшней жизни, где правит бал его величество Молох. Любовь, дружество, настоящие чувства — все проходит испытание на прочность через призму выгоды и движущего многими желания хорошо устроиться в этой жизни — «в России богатство как дизентерия — болезнь грязных рук».
Когда-то главная героиня спектакля Вера Николаевна (народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц, заслуженная артистка РСО-Алания Анжелика Круглова), преданная своим возлюбленным, который предпочел ей выгодную партию, познакомилась в очереди на выставку художника Петрова-Водкина со своим будущим мужем — дипломатом Леонидом Гаврюшиным (заслуженный артист России, лауреат Государственной премии им. К.Хетагурова Николай Поляков), человеком тоже несчастным, оставленным с ребенком женой — искательницей приключений. Брак с Гаврюшиным, дипломатом, а, значит, выгодной партией — такова была ее месть бывшему возлюбленному — «мальчику с небом над головой» (или только так казалось, что с небом, ибо летающие высоко любовь не предают?).
Так или иначе, но жизнь четы Гаврюшиных вошла в свою колею. Леонид уже не дипломат, а переводчик китайской поэзии, человек сильно пьющий. Вера Николаевна зарабатывает на жизнь преподаванием этикета. Дочь Алена (Эллина Захарова, Лолита Кокоева) — дитя своего времени — времени, в котором не осталось места высоким чувствам и высокому полету. Есть еще неудачливый бизнесмен Макс (заслуженный артист РСО-Алания Роман Беляев), сын Гаврюшина от первого брака, вносящий вечную смуту в благородное семейство. Есть его маменька Тина Мак-Кенди (заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии им. К.Хетагурова Наталья Серегина, Залина Колиева) — женщина роскошная и прагматичная, оптимистичная и неунывающая. Есть друг семьи крупный бизнесмен Эдуард Непочатый (заслуженный артист РСО-Алания Антон Морозов).
С просьбы Непочатого облагородить некоего самородка из Сибири Артема Бударина (Роберт Кисиев) и начинается главная интрига спектакля. Очередной «мальчик с небом над головой» оказывается в центре двух конфликтов — любовного и криминального. Все заканчивается трагично (недаром жанр пьесы — трагикомедия). И в то же время все заканчивается логично: «наркотическая женщина» Вера Николаевна (есть в ней, и правда, что-то гипнотическое) вместе со своим философствующим мужем растит дочь — плод запретной любви. Любви, которая единственная всегда права.
Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 08.04.2014