Вячеслав ГУЛУЕВ: «В кино я – трехкратный бронзовый призер»
Марина КАДИЕВА
Сегодня председателю Союза кинематографистов Северного Кавказа, заслуженному деятелю искусств России Вячеславу ГУЛУЕВУ исполнилось 70 лет, пятьдесят из которых он посвятил главному делу своей жизни – любимому и загадочному кино. «Мое богатство – это то, что я снимал, то, что видел и наблюдал, – с ностальгией вспоминает Вячеслав Моратович, сидя в своем кабинете, стены которого увешены многочисленными дипломами и живописными полотнами. – И я счастлив, что имею такой бесценный жизненный опыт».
Уроженец селения Чикола, рано оставшийся без отца, В. Гулуев сумел-таки воплотить в жизнь заветную мечту детства и поступил, хоть и со второй попытки, на операторский факультет ВГИКа – Всесоюзного государственного института кинематографии. Это было незабываемое время и незабываемые годы сотрудничества с известными советскими режиссерами, операторами и киноактерами, среди которых – Борис Волчек, Павел Чухрай, Владимир Чухнов, Эдуард Садриев, Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Станислав Говорухин и многие другие звезды отечественного кино.
Вячеслав дорожил каждой минутой такого общения, не пропускал ни одну лекцию великих профессоров, даже тогда, когда сломал ногу и передвигался на костылях. Всем сердцем, всей душой он познавал секреты киноискусства, которое прочило ему серьезное профессиональное будущее. Но, будучи человеком, воспитанным в добрых осетинских традициях, он предпочел столичной суете спокойствие домашнего очага и вернулся на родину. Осетия раскрыла его многогранный талант и вскоре сделала из него мастера, каким В. Гулуев является по сей день.
– Когда у вас зародилась любовь к киноискусству?
– Во время учебы в школе в Чиколе я вместе с одноклассниками повадился каждый божий день после занятий ходить в местный клуб. Там показывали кино. Раз пятьдесят, если не больше, я смотрел фильм про Чапаева, а также различные советские и популярные тогда индийские фильмы. И, знаете, втянулся в это дело. Кроме того, начал увлекаться фотографией, и вскоре мне подарили первый фотоаппарат – ФЭД. Да, меня баловали, я же был единственным сыном в семье, рано оставшись без отца.
– Как так случилось?
– Отец был военным. Незадолго до Великой Отечественной войны он окончил Бакинское военное училище и женился на моей маме. В марте 1941 года родился я, и мы сразу же уехали в Полтаву, где служил папа. Он был старшим лейтенантом. Вскоре началась война, и отец вынужден был переслать нас с мамой обратно в Осетию. Это был, конечно, интересный случай.
Как мне потом рассказывали, в Осетию из Полтавы переправляли боеприпасы. Папа поручил сопровождать нас одному своему подчиненному и строго наказал ему, чтобы тот в случае непредвиденных обстоятельств спасал, прежде всего, меня. Когда состав с боеприпасами приближался к Осетии, около с. Эльхотово началась бомбежка. Половина состава была уничтожена. Позже мама вспоминала, что молодой человек схватил меня и побежал в лес. Она – за нами. Так мы и спаслись.
К сожалению, я не смог узнать имени своего спасителя, а то бы обязательно его потом разыскал. Отца я тоже больше не видел – он погиб под Курском.
– Вы его запомнили?
– К сожалению, нет. Мне был всего год. Я никогда не знал отцовской ласки. Но хорошо помню, как кончилась война, как после Победы мы встречали в Чиколе супруга маминой сестры Бориса Елоева. Это был высокий, статный, красивый мужчина, весь в орденах. Тогда же все военные были красивыми и подтянутыми. Пузатых офицеров, как сейчас, не было. Любо было на фронтовиков смотреть.
Еще я смутно запомнил, как меня один румын постоянно катал на буйволе. Румыны тогда у нас базировались в селе. Он часто приносил мне то шоколад, то конфеты, то сахар. И называл – Шалявик. Никто не мог понять, почему. Оказывается, я был очень похож на его сына, которого так звали.
А еще после войны мы с дворовыми ребятами в садах любили собирать гильзы. Поджигали их, взрывали. Одним словом, баловались.
– Что вас подвигло поехать за высшим образованием в Москву?
– По окончании школы, в 1958 году я решил поступить во ВГИК. Но поначалу не на операторский факультет, а на актерский. Дома мне дали деньги на дорогу, и я уехал. Конкурс был серьезный – 1000 человек на место. Естественно, я не прошел, потому что не обладал таким талантом.
– И в итоге…
– В итоге вернулся в Осетию. Нужно было куда-то устраиваться. А в голове – один кинематограф. Работы в этой области для меня поначалу не нашлось, и я устроился на завод «Электроцинк». Поработал там около года, а потом, когда на Северо-Кавказской студии кинохроники освободилось место, меня взяли ассистентом оператора.
– Вначале заместитель главного редактора киностудии «Мосфильм» Борис Добродеев, который какое-то время здесь поработал, а потом известный советский кинооператор Хазби Герасимович Короев. В Союзе он считался высококлассным оператором репортажных съемок, хотя ВГИК не оканчивал, был самородком.
Вскоре с Короевым мы уехали в Нальчик, и работали там три года. Очень много снимали. Все это время я не переставал готовиться к экзаменам во ВГИК на операторский факультет. И в 1963 году, наконец, поступил. Так началась моя кинооператорская карьера.
– Расскажите, как проходили вступительные экзамены?
– Было волнительно. В комиссии сидел известный советский оператор и режиссер Борис Израилевич Волчек – отец Галины Волчек. Он был профессором, снимал много выдающихся кинолент, в том числе совместно с кинорежиссером и сценаристом Михаилом Роммом.
– Вам посчастливилось учиться с корифеями мира кино. Что можете о них вспомнить?
– Мне довелось быть однокурсником дочери известного кинооператора Тессе – Аленой Тессе. Сейчас она проживает в Норвегии. Оператор Павел Чухрай тоже с нами учился, потом он стал пробовать себя в режиссуре. Я дружил с Михаилом Бицем, Владимиром Чухновым, Эдуардом Садриевым, Ларисой Лужиной, Натальей Белохвостиковой, Николаем Еременко… Все это очень известные люди.
У Чухнова вообще мать была осетинка по фамилии Абаева. Она была первая осетинка-парашютистка. Мы, ребята, ничего не знали, потому что Володя это тщательно скрывал. Узнали только позже, когда близко подружились. Кстати, один из ее братьев – журналист Константин Абаев, некогда вел программу «Человек и закон» на первом канале, а второй – в 1968-1969-х гг. играл за ярославский «Шинник», был вратарем.
Как-то известный кинорежиссер Лариса Шепитько вместе с Чухновым снимала картину «Восхождение». Тогда Володя считался одним из лучших операторов на «Мосфильме». 2 июля 1979 года машина съемочной группы врезалась в грузовик. Все, включая ассистентов, погибли.
Помню товарища – эквадорца Хосе, мы до сих пор дружим, созваниваемся. А также Сулеймана Сессе из Мали, ставшего лауреатом Каннского кинофестиваля. Знаете, это была настоящая, совершенно другая дружба – чистая и хорошая. Да и вообще ВГИК был ВГИК.
– Ваши студенческие будни, какими они были?
– Интересными. Тогда же в Дом кино невозможно было попасть просто так. А туда привозили зарубежные ленты. Так вот мы с ребятами нашли одну лазейку и через черный ход каким-то образом попадали на эти фильмы. А как мы на «Мосфильм» пробирались через забор, через охрану! Попасть туда и увидеть воочию, как снимают в павильонах фильмы, считалось для нас большим счастьем.
Было же время… Приходишь в столовую обедать, а перед тобой в очереди стоит Сергей Герасимов или Тамара Макарова, например, и на «первое» и «второе» берет то же самое, что и ты. Тогда было так: профессуру обслуживали отдельно, студентов отдельно, но все становились в один ряд. Конечно, преподаватели позволяли себе больше, чем мы – стипендия была не такой уж большой.
– А как обстояли дела с практикой?
– Первая была в Одессе, куда меня отправил снимать Борис Волчек. Там я встретился со Славой Говорухиным, который как раз снимал фильм про моряков. Он учился со мной параллельно на режиссерском факультете, и мы дружили. Я поработал в Одессе 5 месяцев. Вначале с известным оператором Геннадием Корюком, потом с Говорухиным. Это был большой опыт.
Слава познакомил меня со своим лучшим другом Владимиром Высоцким. Высоцкий часто приезжал в Одессу и останавливался в гостинице, где мы жили. Называлась она «Куряж». Каждый вечер он приходил к Говорухину. Естественно, гитара, застолье, анекдоты, веселье… Володя был очень добрым человеком. Как-то он получил на студии гонорар и пригласил меня со Славой в ресторан. Собралось человек пятнадцать. Как сейчас помню, Высоцкий сел за старшего и повел стол. Причем, сам не пил.
Потом я уехал снимать игровую картину «Ставрополье золотое» в Ставрополь. Ее снимала Э. Савельева из «Мосфильма». В фильме принимали участие каскадеры – братья Майоровы. В какой-то вечер один из них сообщил: «Представляете, умер Владимир Высоцкий». Это была трагедия для всех.
А вы знаете, что Высоцкий, будучи в Осетии, влюбился в одну из наших танцовщиц. Причем сильно. Он даже сделал ей предложение руки и сердца, но она не согласилась.
– В кого, если не секрет?
– К сожалению, ее уже нет в живых. Она была красавица, танцевала в ансамбле «Алан».
– Вероятно, вместе с вашей супругой – народной артисткой Северной Осетии, легендарной Альбиной Баевой. Кстати говоря, как вы с ней познакомились?
– На съемках. У нас дочка, сын и два маленьких внука-близнеца. Альбина была звездой, и иногда я осознавал, что нахожусь на втором плане. Но она, как настоящая осетинка, никогда не давала повода мне так думать.
– Получается, вскоре после учебы вы возвратились в Осетию, где стали работать, женились?
– В 1969 году я решил приехать на родину. Хотя сейчас все стараются остаться в Москве в надежде найти хорошо оплачиваемую работу. Но я человек старого воспитания – для меня важно было вернуться. Тем более, в то время документальное кино в Осетии считалось очень сильным. Здесь, на Северо-Кавказской студии кинохроники работала бригады из Москвы, из Иркутска, было два фронтовых оператора, которые прошли всю войну с кинокамерой. Стал работать и я.
Нашу студию называли вторым Голливудом, потому что она была филиалом «Мосфильма». Только представьте, тогда в Осетии ежегодно снимали два игровых телевизионных фильма.
– Что значит игровых?
– Художественных. Снимали такие мэтры, как режиссер Ю. Чулюкин, В. Чеботарев, И. Шатров. Мирон Темиряев тогда приехал, окончив ВГИК. Грузины Николай Санишвили и Семен Долидзе тоже у нас снимали. Позже игровое кино стали снимать наши соотечественники Р. Гаспарянц, М. Немысский, А. Кайтуков…
– А вы на каком жанре специализировались?
– На документальном кино. Северо-Кавказская студия кинохроники считалась в России самой лучшей операторской школой. Наши операторы на российских конкурсах почти ежегодно получали первые призы. У нас была очень богатая документальная студия.
Тогда работа носила соревновательный характер. Мы часто соревновались с Короевым – кто больше снимет для Москвы, для «Советского спорта», для «Новостей дня» и т.д. Один год он меня опережает по количеству и по качеству, другой год – я его. Так и трудились. Вначале я работал его ассистентом, а потом стал таким же оператором, как и он. Мы даже ездили в Испанию.
– Вы и весь Кавказ объездили…
– Нам ничего не стоило поехать в Дагестан, Чечню и Ставрополье. Нашел тему, сел в машину и снимаешь. Это сейчас проблема большая. Сейчас денег нет и снимать тяжело. А тогда не было проблем. Когда я приехал после ВГИКа, мне было очень интересно ездить по республикам. Любил бывать в Дагестане. Снимал там много о спорте, сельском хозяйстве, рыболовстве. И в Чечне был во многих местах. Как вспомню Кезеной-ам – самое крупное высокогорное озеро на Северном Кавказе, на котором располагалась олимпийская база советской сборной по академической гребле. Великолепное местечко, конечно.
– Это были специальные фильмы?
– Нет, тогда это называлось – киножурнал «Северный Кавказ». В каждом журнале обязательно должны были быть отдельные сюжеты о каждой из семи республик. Была такая установка. Или делали так: снимали специальный десятиминутный выпуск по какой-то одной теме. Сейчас его можно было бы смело назвать фильмом, потому что по сюжету он выглядел именно так.
Естественно мы работали и над кинофильмами. Но тогда их было немного, потому что тематику отпускала Москва, и получалось всего 4-6 лент в год.
В 1986 году меня избрали председателем Союза кинематографистов. В этих стенах Дома кино я и начинал…
– В чем все-таки главная причина того, что расцвет кино в нашей республике вскоре перешел в постепенное угасание?
– В Советском Союзе кино было очень популярным. Потом после перестройки в хаосе проблем на него перестали обращать внимание. Не стало и денег. Вначале перестали снимать на телевидении игровое кино, потом в какой-то момент закрылась наша Северо-Кавказская студия кинохроники. Разбросанные по кусочкам республики Северного Кавказа захотели стать самостоятельными. Начался спад. Сейчас все более или менее восстанавливается.
– Вы искренне так считаете?
– Сегодня у нас в Осетии около шести независимых студий, что встречается довольно редко. Снимают хорошо, получают призы на фестивалях…
– А вы над чем работали последнее время?
– Три года назад в 2008 году я снял фильм «Жить и побеждать» об ампутантах – людях с ограниченными возможностями, которые в свое время были чемпионами мира по футболу и до сих пор входят в состав сборной России. Эти люди всегда были в тени. Я поездил с ними, собрал материал и подготовил картину, которая получила Гран-при на VI международном фестивале спортивного кино, президентом которого является великая российская фигуристка Ирина Роднина.
До этого мой фильм «Ковер, которому нет конца» (1975) получил в Минске на Всесоюзном кинофестивале бронзу.
– Он тоже о спорте?
– О борьбе. На эту же тему два года спустя я снял фильм «Острые углы круглого ковра» (1977), также удостоенный бронзы в Литве, в городе Каунас. Еще у меня была картина о Сослане Андиеве под названием «Натиск».
Я дружил с его старшим братом Геной – известным спортсменом, тренером. К сожалению, он мало прожил. А также с братом Сергеем – тоже тренером, заслуженным мастером спорта.
Я следил за карьерой Сослана Андиева с самого ее начала. Поэтому снял картину сам как режиссер и как оператор. Этот фильм снова взял в Риге на Всесоюзном кинофестивале бронзу. Так что я трехкратный бронзовый призер фестивалей.
– Раз уж мы заговорили о спорте, как вы относитесь к блестящим современным достижениям осетинских спортсменов?
– Только с гордостью.
– Сами когда-нибудь спортом занимались?
– Профессиональным спортсменом я никогда не был. Но играл в волейбол и баскетбол за сборную ВГИКа.
– Вячеслав Моратович, вы когда-нибудь жалели о выбранной профессии?
– Никогда. Но если бы я не стал кинооператором и режиссером, я, пожалуй, выбрал бы профессию архитектора. Мне это очень нравится. Я постоянно читаю журналы об архитектуре, дизайне. Когда бываю в других городах, люблю рассматривать красивые здания.
– Вообще путешествовать любите?
– Конечно, это же часть моего творчества.
– Помимо кино, чем еще увлекаетесь?
– Мое увлечение – это моя работа. Снимая разное кино, я одновременно перепробовал множество профессий. Даже в роддоме роды снимал! Поэтому, я всегда говорил и говорю, что профессия моя очень интересная. Мне есть, что вспомнить.
– И что вам все-таки ближе, быть оператором или режиссером?
– В душе я, прежде всего, кинооператор.
– С какими чувствами встречаете юбилей?
– С чувствами и надеждой на то, что кино в нашей республике возродится.
– Праздновать будете?
– Сейчас пока нет. Пусть немного подрастут внуки.
– Что бы вы сегодня пожелали Осетии?
– Спокойствия. Я сам вырос в семье, где после войны остались одни вдовы. Единственным мужчиной был я, маленький мальчик. К нам домой в Чиколу часто приезжало много гостей. Моя мама всегда готовила угощения, а когда ее звали к столу и протягивали бокал, произносила: «Желаю, чтобы вы никогда не испытали то, что испытала я. Мира вам и спокойствия». Вот и я сегодня желаю Осетии мира, взаимопонимания, доброты. К сожалению, мы стали терять свой менталитет, перестали уважать старших и к женщине относимся не так, как раньше. Мы разучились прощать.
Хочется, чтобы умы Осетии оставались в Осетии, у нас ведь очень талантливая и красивая молодежь. Надо всячески ее поддерживать и давать дорогу.
– Очень хочется, чтобы эти слова в скором времени оказались пророческими. Здоровья вам, Вячеслав Моратович, долгих лет жизни и еще многих творческих побед!