Рафаэль ГАСПАРЯНЦ: «Кино – это сплошное преодоление препятствий»
Сегодня исполняется 65 лет заслуженному деятелю искусств Северной Осетии и Дагестана, лауреату государственной премии им. К.Хетагурова и Государственной премии Республики Дагестан, секретарю Северо-Кавказского отделения Союза кинематографистов, кинорежиссеру Рафаэлю ГАСПАРЯНЦУ.
Он связал свою жизнь с кино еще в 1968 году. Именно тогда юный выпускник Северо-Кавказского горно-металлургического института начал работать в Комитете по телевидению и радиовещанию СО АССР в системе фильмопроизводства – сначала ассистентом режиссера, а с 1969 года – режиссером, где трудится по сей день. С 1978 года Р.Гаспарянц – член Союза кинематографистов СССР (ныне Союз кинематографистов России). В 1986 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Северной Осетии за заслуги в области развития телевизионного кино на Северном Кавказе. Полнометражные фильмы Рафаэля Гаспарянца «Кольцо старого шейха», «Загадки кубачинского браслета», «По следам Карабаира», «Песни над облаками», «Легенда горы Тбау» были отмечены дипломами и призами всесоюзных фестивалей телефильмов.
В канун своего юбилея Рафаэль Сетракович рассказал о своем творческом пути корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Марине КАДИЕВОЙ.
? Вы родились в один день с В.И.Лениным. Этот факт когда-нибудь был поводом для неудобств или дружеских насмешек над вами?
– Ирония была, но не злая. Товарищи часто дружески намекали на якобы соответствия наших с Владимиром Ильичем рангов. По их мнению, я должен был этим гордиться. Не скрою, мне всегда был приятен сам этот факт. Не знаю, почему именно.
– Как вы решились стать кинорежиссером?
– Режиссура – это такая профессия, которую трудно себе представить до того, как ты начинаешь понимать искусство. Мое стремление прийти в кино начало формироваться еще в детстве, и я постепенно к этому шел. Сначала увлекался фотографией – ходил в фотокружок во Дворец пионеров, потом стал изучать любительское кино. Оно и привило мне желание заниматься этим профессионально. На этой подготовительной стадии я шаг за шагом изучал сложную кухню кинематографии и пришел к выводу, что режиссура – это то, чем мне хотелось бы заниматься всю жизнь. Во Владикавказе в то время не было широких возможностей знакомства с кино. Было доступно лишь то, что шло в кинотеатрах. Будучи студентом, я с большим вожделением ждал, когда заработает Северо-Кавказская студия кинохроники, а, когда это случилось, мое знакомство с профессионалами, работающими там, было весьма и весьма трепетным.
– Какими качествами, по-вашему, должен обладать кинорежиссер?
– Это все очень индивидуально. В первую очередь я бы назвал умение фантазировать, воображать – то есть уметь придумать картинку, осмыслить ее и представить на разных этапах. Очень важно быть упорным в достижении цели, бескомпромиссным в творческих вопросах – это трудно, но это особенность данной профессии. Естественно, нужно иметь широкий кругозор, быть в хорошем смысле дилетантом. Это достигается, с одной стороны, в процессе обучения, с другой – в результате самообразования, саморазвития. Ведь в кино необходимо постоянно следить за фактами, анализировать их, оставаясь, таким образом, в русле кинопроцесса.
– Развитие профессионального киноискусства было связано с созданием Северо-Осетинской студии телевизионных фильмов, в которой была распространена практика госзаказа, предопределяющая в том числе и тематику фильмов. Это хорошо или плохо с позиции сегодняшнего дня?
– Это палка о двух концах. В основе всего, что мы делали на студии телевидения, лежал государственный заказ. Государство всегда нуждается в том, чтобы фильмы отражали его интересы – вопросы истории, вопросы общества, в котором мы живем, выполняя определенную функцию. В то время на телевидении был сильным идеологический момент. Поэтому мы работали и, надо заметить, сегодня работаем согласно этому госзаказу. Не могу сказать, что это не мешает. Одно дело, когда чье-то мнение совпадает с твоим, а бывают ведь и обратные моменты, когда приходится делать то, что тебя не устраивает. К счастью, у меня таких случаев было не много. Я в своей жизни не по заказу сделал всего пару работ. Одна из них – «Переход». Когда я учился на высших режиссерских курсах при Госкино СССР, обязательно надо было снять в качестве курсовой работы фильм. Вот тогда я создал по собственной идее фильм «Переход», а государство без проблем оплатило его съемки.
Тогда были одни проблемы, сегодня – другие. Уверен, мои коллеги, работающие в любой точке земного шара, сталкиваются с подобными проблемами тоже. Кино – это сплошное преодоление препятствий.
– Какому жанру киноискусства в своем творчестве вы все-таки отдаете предпочтение?
– Жанр диктует материал, за который ты берешься. Здесь опять-таки играют свою роль пресловутые заказы. Мне часто хочется сделать что-то менее традиционное, но не всегда это получается. Особое предпочтение отдаю документальным фильмам, драмам, причем психологическим. В принципе, плохих жанров не бывает, бывают плохие режиссеры (улыбается).
– Есть среди созданных вами работ самая любимая, которая особенно дорога?
– На этот вопрос я обычно отвечаю так (может быть, в этом есть элемент эгоизма): «Любимых пальцев на руке нет – все они близкие, нужные и любимые». Так и с моими фильмами.
– Вы – коренной владикавказец. Что для вас Владикавказ, Осетия?
– Об этом у меня фильм «Есть город на земле». Эта строчка из стихотворения Кушнера, но видоизмененная. У него – «есть место на земле». Осетия для меня и является тем местом на земле, той благодатной средой обитания, в которой я живу вот уже 65 лет. Владикавказ – неотъемлемая часть моей жизни. Всегда его любил, и это чувство никогда не ослабнет. Еще в 1975 году я снял о нем фильм «Мой синий город». Эта работа без назойливого текстового усиления была призвана создать образ Владикавказа – такого, каким я его себе представляю. Хотелось, чтобы люди, не бывавшие никогда в этом городе, просмотрев фильм, влюбились в него. И, как мне кажется, это удалось.
– Совсем недавно вы сняли уникальный короткометражный фильм о замечательном ученом Вилене Уарзиати, рано ушедшем из жизни. Сняли при почти полном отсутствии видеоматериала. Для Вас было принципиально важно, чтобы этот фильм появился? Какова его экранная судьба?
– Это был заказ друзей Вилена Уарзиати. Я не был с ним очень хорошо знаком, но знал этого человека как блестящего ученого. Преждевременная смерть Вилена, конечно, меня потрясла. Поэтому, когда его друзья обратились ко мне с просьбой создать фильм в память о Вилене Уарзиати, я не посмел отказать. Ведь память о нем как никакая другая нуждалась в подтверждении. Этот фильм был сделан к конкретной дате. Художественная задача была весьма интересная, поскольку видеоматериала практически не было. Но в этом и есть особенность моей профессии. Чем сложнее задача, тем интереснее ее реализовывать.
– В каком положении находится осетинский кинематограф сегодня? Что можете сказать о нем, оглядываясь назад?
– К сожалению, для осетинского кинематографа сегодня не самые лучшие времена. Причины банальные – смена формации, смена приоритетов. Раньше было Гостелерадио СССР, теперь это ВГТРК. ВГТРК, как известно, молодая компания. Она была образована под новую власть, которая решила дистанцироваться от всего того, что было раньше. Отсюда и нынешнее отношение к кино. Кино перестало включаться в производственно-финансовые планы, а, следовательно, и перестало развиваться. У меня в одном фильме есть замечательная фраза, которую я очень люблю: «Надо уметь пережить то, чего нельзя избежать». Мы сейчас, на мой взгляд, это и делаем ? переживаем время, которое надо пережить. У меня нет особых иллюзий по поводу будущего, но есть надежда на возрождение доброго осетинского кино, пока остались хоть какие-то квалифицированные кадры. Надо ими воспользоваться. Было бы глупо все потерять.
– Что ж, будем надеяться. Редакция сайта «Осетия-Квайса» поздравляет вас с юбилеем и желает крепкого здоровья, неиссякаемого творческого полета и долгих лет жизни на благо осетинского искусства.
– Спасибо вам. Удачи и процветания интересному сайту «Осетия-Квайса».