Марина ЯДЫХ: «Я стала больше ценить жизнь, каждый ее день»
Ольга РЕЗНИК
Сегодня свой полувековой юбилей отмечает народная артистка Северной Осетии, член Союза композиторов и Союза журналистов России, один из лучших музыковедов Северного Кавказа Марина ЯДЫХ. Яркая, интересная, эрудированная, она всегда приковывала к себе внимание. Дочь известного в России маэстро, народного артиста РФ, лауреата Государственной премии им. К. Хетагурова Павла Ядых, который долгие годы был главным дирижером Государственного симфонического оркестра Северной Осетии, Марина и сама, продолжив семейную музыкальную традицию, стала профессионалом высочайшей пробы.
На самом деле профессиональные музыковеды, если можно так сказать, разговорного жанра встречаются в нашей жизни совсем даже нечасто. Музыковеды все как-то больше пишут, причем, для узкого круга читателей. А вот умение рассказать, да так, чтобы было все ясно, понятно, интересно и убедительно – это, уж простите, удел избранных. Марина Ядых, которую давно и преданно полюбила публика, похоже, из их числа. Смотришь иной раз на нее и просто диву даешься: как удается так владеть аудиторией, всегда замечательно выглядеть, неизменно быть на высоте.
То же самое относится и к телепрограммам, которые готовит Марина. Она вот уже на протяжении 13 лет ведет передачи на одной из первых во Владикавказе негосударственной телекомпании «ИР». К работе подходит с выдумкой, фантазией, не без куража. Интонации, тембр голоса, сквозь которые прорывается неравнодушие и искренняя заинтересованность в том, о чем идет речь, заставляют прислушаться, отложив на время все дела.
И вот еще что характерно: и как лектор-музыковед, и как журналист Марина Ядых всегда активно пропагандирует достижения осетинского музыкального искусства. Музыка для нее и есть сама жизнь, которая, что ни говори, особенно если стереть случайные черты, по большому счету, прекрасна и удивительна.
– Марина, бытует мнение, что к 50 годам у человека меняется восприятие жизни, случается настоящий переворот сознания. Это утверждение верно?
– Безусловно. Я ощущаю себя сегодня стабильнее, спокойнее, увереннее. При этом больше ценю жизнь, каждый ее день. Легче прощаю, глубже страдаю, истиннее верю.
– А что, на ваш взгляд, главное в творческой профессии?
– Ощущение нужности, востребованности. Когда при выходе на сцену меня встречают и провожают аплодисментами – это мгновения моего профессионального счастья.
– Какие этапы творческого пути стали знаковыми? Что уже удалось сделать, что хотелось бы еще сделать, а что следовало бы изменить?
– Если говорить о знаковости, то, конечно, для меня весьма памятным оказался мой первый выход на сцену. Он произошел во время выступления музыкального лектория во владикавказской средней школе № 7. Перед концертом папа увидел у меня в руках бумажку, куда я записала все-все, дабы ничего не забыть. Он у меня ее отобрал, сказав, что все нужно держать в голове. Так в самый первый раз я вышла на сцену без подстраховки. Обхожусь без шпаргалок и по сей день. Тогда, когда еще все только начиналось, мне сразу удалось поставить себя на сцене, узнать, как надо, как должно быть.
Знаковым для меня было и первое выступление в качестве музыковеда в другом городе. Это происходило году так в 1985-м в Сочи. Тогда я впервые почувствовала, что мне удается заставить слушать другую, не нашу публику.
И, конечно, не могу не вспомнить выступления нашего академического оркестра в Ростове, Волгограде и Ставрополе, где исполнялась симфония Ацамаза Макоева «Моя родина – Беслан». Слушатели были просто потрясены. И опять уже знакомое мне ощущение другой аудитории, которой нужно завладеть. А ведь в том же Ростове, например, десятки своих музыковедов.
– Я знаю, что, когда во время этих выступлений ты рассказывала о Беслане еще до того, как прозвучала симфония Ацамаза Макоева, по щекам слушателей уже катились слезы. Не сложно было пропускать опять всю эту боль через себя?
– А без этого нельзя. Каждый артист оркестра, маэстро Валерий Хлебников, публика пропустили музыку Ацамаза Макоева сквозь самое сердце, заново пережили трагедию в Беслане…
Если говорить о перспективах, то мне бы хотелось расширить географию выступлений. Почему бы не поехать в другие филармонии? А их музыковеды приехали бы к нам.
– Где хотелось бы побывать, в первую очередь?
– В Москве, Санкт-Петербурге, городе, где в зале филармонии выступали гениальный музыковед Соллертинский, Ираклий Андроников. Хотелось бы подтвердить творческий профессионализм.
– Марина, глядя на вас, слушатели и телезрители не перестают удивляться тому, как вы всегда замечательно выглядите. Поделитесь своими секретами красоты?
– Это у меня от мамы. Она была потрясающе красивой женщиной с удивительным, тончайшим вкусом. Она меня многому научила, да и внутреннее ощущение сыграло свою роль. Мама рассказывала мне, как ее мама, моя бабушка, училась до революции в Тбилиси в институте благородных девиц Святой Нины, где девочек обучали тому, что цвет белой кофточки не должен быть белее эмали зубов. В институте благородных девиц (это тоже потрясающе) преподавали такой предмет, как культура поведения в горе. От бабушки у меня сохранился наперсток, с которым она училась вышивать, будучи еще пятилетней девочкой, и лайковая перчатка. Она была актрисой одного из московских театров. Дружила с Лилией Брик и Владимиром Маяковским.
– Какие мысли посещают накануне юбилея?
– Накануне дня рождения, независимо от даты, я всегда почему-то себя плохо чувствую, не покидает ощущение тревоги.
– И настроение не самое лучшее? Астрологи утверждают, что так бывает с людьми, у которых сильное Солнце в гороскопе.
– Может быть. Я как-то сейчас особо остро вижу все хорошее и все плохое, начиная от взаимоотношений с людьми и заканчивая внешним видом горячо любимого мною Владикавказа.
– Что не так с Владикавказом?
– Все так. Внешний вид города меняется к лучшему. Но меня потрясают хамство, грязь, брань. Все это как жирная роспись в бескультурии. Обидно за город, за добрые традиции, за ту культуру, что оставили нам те, кто жил здесь 200, 100 лет тому назад. Все это варварски растоптано. А ведь Владикавказ – город, который всегда славился своей интеллигенцией город, где строились красивые дома и писались стихи, где играли замечательные актеры и создавались великие живописные полотна, где признавался в любви Коста Хетагуров…
– Как собираетесь отпраздновать свой юбилей?
– Хочу отпраздновать весело, с шутками, розыгрышами в кругу друзей, коллег, в общем, в окружении близких мне людей.
– Что хотели бы получить в подарок?
– Если в подарок можно было бы преподнести любовь и искренность, то только о таком подарке я бы мечтала. Но ни то, ни другое нельзя подарить. Любовь и искренность можно только заслужить.
– Что бы вы сами себе пожелали?
– Светлой перспективы во всем.
– Пусть так оно и будет. С юбилеем!