Осетия Квайса



Кто сказал, что в жизни нет Гармонии?..

// Народному художнику РСО-Алания Маирбеку ЦАРИКАЕВУ – 85

…Настоящий художник, художник «по призванию и судьбе», всегда неуемно молод душой. И когда ему едва за 20, и когда – уже за 80… Общаешься сегодня с Маирбеком Османовичем Царикаевым – одним из патриархов и маститых мэтров современного изобразительного искусства Осетии – и убеждаешься в справедливости этого утверждения снова и снова.

Благородное серебро седин совершенно не вяжется с его удивительной энергичностью, бодростью и поистине юношеской, пылкой влюбленностью в свою профессию. И трудно поверить, что 29 июля ему, Маирбеку ЦАРИКАЕВУ, народному художнику РСО–А, исполнится 85 лет…

Известный на Северном Кавказе, главным образом, как талантливый и очень самобытный художник-прикладник, он внес весомый вклад в национальное осетинское искусство и в области станковой и монументальной скульптуры. Работы Маирбека Царикаева хранятся в Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова, побывали на множестве выставок в России и за рубежом. Мемориальные скульптурные композиции, созданные им в соавторстве с коллегами по «творческому цеху» Черменом Дзанаговым и Сергеем Санакоевым, установлены в Ардоне и в селении Коста, в Моздоке и Владикавказе.

Самая знаменитая из них – монументальный конный памятник в честь добровольного присоединения Осетии к России, украшающий одну из главных площадей столицы республики, – стал не только яркой «визитной карточкой» нашего города на Тереке. Но и заметным явлением монументального искусства российского масштаба. Почти четыре десятилетия возвышаются они на облицованном красным гранитом пьедестале рядом, стремя в стремя – два бронзовых всадника-побратима, осетин и русский. Символизируя единство и проверенную веками прочность исторических и духовных уз, соединяющих многонациональный и многоконфессиональный народ Осетии…

Родился мастер в селении Чикола. Его отец, Осман Давидович Царикаев, был тогда, в конце 1920-х годов, известным в республике человеком – управляющим Осетинской конторой Госбанка, видным организатором банковской системы на Юге советской России. Однако Маирбек семейную династию не продолжил: талантливого юношу влекло на творческую стезю. Он окончил факультет художественной обработки металла Московского института прикладного и декоративного искусства. С 1952 по 1963 год работал в знаменитом Загорском Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки, пройдя путь от его старшего научного сотрудника до заведующего скульптурным отделом и главного художника. А в 1965 году Маирбек Царикаев возглавил Северо-Осетинское отделение Художественного фонда РСФСР.

Он отдавал на этом посту просто огромное количество времени и энергии и административной деятельности, и заботе о постоянном обновлении ассортимента и высокой марке качества продукции, которую выпускали мастерские Худфонда. И сам тоже успешно работал в области создания осетинского национального сувенира. В комплектах праздничной деревянной посуды и отдельных авторских изделиях в дереве, выполненных Маирбеком Османовичем, чувство традиции неразрывно связано с ощущением современности. Он по праву считается одним из тех замечательных художников, кто возродил освоение национальных традиций в осетинском декоративно-прикладном искусстве на профессиональной основе, органично сочетая самобытные творческие наработки дедов и прадедов с технологическими приемами современного искусства.

Характер декора традиционной осетинской деревянной утвари у Маирбека Царикаева приспособлен к современным условиям, впитал в себя стилистику ХХ века и вместе с тем глубоко национален. В деревянной посуде, выходящей из рук мастера, в резных профилях ее моделированных ручек стойко сохраняются отголоски древних символов – в частности, мотивы предельно стилизованных зооморфных форм (профили хищных птиц, голова барана, турьи рога). Его произведения отличаются соразмерностью всех деталей, крупных и мелких, знанием законов декоративного искусства и редким единством простоты и изящества. Современные изделия в дереве, созданные Маирбеком Царикаевым, утвердили новый стиль в прикладном искусстве Осетии, обогатили его оригинальными техническими решениями.

А еще Маирбек Османович – превосходный рисовальщик и скульптор. Он всегда чувствует верную интонацию, оценивая модель наметанным и чутким глазом профессионала. Его работы в жанре портрета утвердили его как художника, умеющего сочетать обобщенность с уникальностью индивидуальных черт, которые раскрывают неповторимость портретируемого.

 И, конечно, нельзя не сказать и о том, что без малого 40 лет жизнь в искусстве Маирбека Османовича Царикаева прочными узами связана с Союзом художников Северной Осетии. Он немало сделал в разные годы для укрепления его материально-технической базы. Курировал строительство многих «знаковых» административных и производственных объектов, принадлежавших этой республиканской творческой организации и нашему Худфонду: Дома художника, выставочного зала на проспекте Коста, творческих мастерских, творческо-производственного комбината, в структуру которого входили ювелирные, деревообрабатывающие, керамические и другие производственные цеха. Тем самым в республике была создана крепкая база для развития изобразительного искусства и национальных художественных промыслов.

 С 1980 по 1989 год Маирбек Царикаев возглавлял Союз художников Северной Осетии. За эти годы союз существенно активизировал свою деятельность, заметно укрепил свой авторитет на творческом пространстве страны. Яркий, умелый организатор, заботливый старший друг и коллега, неравнодушный человек – таким проявил себя Мастер на этом посту. И многие члены профессионального сообщества художников нашей республики до сих пор с теплотой вспоминают о том, какое неоценимое участие он принял в свое время в их творческой судьбе…

 Разносторонность творческих поисков, зрелый и смелый дар художника, страстная увлеченность любимым делом… В этом – весь он, Маирбек Царикаев. И уже совсем скоро, в августе, в залах Художественного музея им. М. Туганова состоится торжественное открытие большой персональной выставки Мастера, приуроченной к его 85-летию. Выставки, которая вновь раскроет перед нами всю широту и многогранность его творчества – «золотого сплава» двух неразъединимых начал: духовной опоры на тысячелетний фундамент родной национальной культуры и современного видения мира. Начал, из единства которых и рождается Гармония…

Н.ГУСЕЙНОВА,
«Северная Осетия» , 29.07.2012