Мост, соединяющий столетия. Снесут или спасут его во Владикавказе?
Ольга РЕЗНИК
Полагаю, что далеко не все во Владикавказе знают: мост через реку Терек, называемый в народе «динамовским», что находится по ул. Пашковкого неподалеку от спортивного общества «Динамо», на самом деле является одним из первых железобетонных мостов в России и первым в нашей державе трехарочным железобетонным мостом со сплошными стенками. Этому памятнику инженерного искусства уже более ста лет!
Понятно, что за прошедшие годы мост заметно поизносился и требует ремонтно-реставрационных работ. Однако неравнодушных к истории и культуре своего края владикавказцев сегодня волнует тот факт, что исторический мост в столице Северной Осетии может быть снесен. И даже если на его месте появится новый, внешне полностью повторяющий облик прежнего, то за новоиспеченным мостом все равно уже не будет клубиться тот дымок истории, что так характерен истинным памятникам. Да, и самой истории, по правде говоря, тоже не будет. Новый мост – это новый мост и не более.
А история у «динамовского» моста на самом деле знатная. Он был построен во Владикавказе (между прочим, восьмом городе России, освоившем трамвайное движение) в 1904 году бельгийской концессией, получившей подряд на строительство трамвайного парка в нашем городе. Для пробега трамвая через Терек бельгийская компания и построила надежный мост. Железобетон, в ту пору уже широко применявшийся на Западе, только-только вступал в сферу строительного производства России, можно сказать, делал свои первые робкие шаги. Тем и знаменательнее, что именно здесь (по свидетельству видного ученого в области мостостроения и строительной механики, академика АН СССР Григория Передерия) «был построен первый в России железобетонный трехарочный мост пролетом 80 метров при длине каждого пролета 22,3 метра», – что и говорить, смелой конструкции и смелого пролета.
Кстати, именно Григорий Передерий не раз писал о владикавказском трамвайном мосте через реку Терек в учебниках по мостостроению («Курс мостов» и «Железобетонные мосты»), автором которых он являлся. Писал об уникальном владикавказском железобетонном сооружении в своей книге «Архитектура отечественных мостов», где рассматриваются архитектурные композиции значительного количества отечественных мостов, интересных как в техническом, так и в архитектурно-художественном отношении, и петербургский искусствовед Андрей Пунин.
Упоминается владикавказский железобетонный трамвайный мост и в сборнике «Основные показатели работы трамваев и троллейбусов в СССР» (М., 1940), где помещено сообщение о пуске первого электрического трамвая во Владикавказе:
«6 августа 1904 года при огромном стечении горожан под перезвон церковных колоколов первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту».
Вообще-то трамвайных маршрутов во Владикавказе в ту пору было два. Первый шел от железнодорожного вокзала до кадетского корпуса через так называемый Чугунный мост. А вот второй – как раз по ул. Михайловской (ныне Карла Маркса) через Терек, далее по ул. Мариинской (ныне Маркуса) до теперешней первой городской больницы. Для второго маршрута и был построен уникальный по тем временам трамвайный мост.
Впрочем, за всю историю своего существования он дольше эксплуатировался как пешеходный. И за древностию лет сегодня пришел в полную негодность и явно требует реставрационно-строительных работ. Вопрос только в том, как они будут проводиться – снос и строительство нового или сложная реконструкция исторического.
* * *
Владимир БОРАНОВ,
заместитель начальника управления по строительству АМС Владикавказа
Четыре года назад мост был обследован специалистами из НИИ мостов г. Санкт-Петербург. В течение двух дней они все осмотрели, перемерили и сделали категорическое заключение: мост не подлежит восстановлению, так как арматура внутри коррозирует, причем, коррозия увеличилась в 10 раз. Прочность конструкции вызывает большое сомнение, не исключено, что мост может рухнуть. Поэтому бетонную часть моста нельзя оставлять. А вот опоры в пойме реки останутся. По внешнему виду новый мост будет точно таким, как прежний – один в один. Уже сделан проект его восстановления. Сейчас он проходит экспертизу. А в следующем году начнутся работы.
* * *
Аветик МАНУКЯН,
доцент кафедры строительных конструкций СК ГМИ
Тендер, насколько я знаю, выиграл проектный институт, специалисты которого придерживаются мнения, что мост нужно разрушить – останутся только опоры. Но ведь это памятник архитектуры. Если его разрушить и заново отстроить, он перестанет быть таковым.
Три года назад, в 2008-м, группа студентов под моим руководством сделала расчеты и выполнила дипломный проект по этому мосту. Мы предложили привести мост в порядок путем заключения старого бетонного сечения в железобетонную обойму толщиной не более 5 сантиметров.
Этот дипломный проект был передан архитектору Сослану Цаллагову. Состоялась встреча с зодчими в Союзе архитекторов. Они, как и мы, против разрушения моста.
Я вообще не понимаю, как можно что-то разрушать, если есть возможность не совершать этого. Такой аргумент, как «мост старый», не считаю убедительным. Мост стоит, сам себя держит. Трамваи по нему сегодня не ходят, он давно уже стал пешеходным.
Я считаю, что разрушать такой знаменитый мост – это преступление. Нужно сохранить этот памятник архитектуры. Тем более, что это реально и обойдется в два раза дешевле, нежели его демонтаж.
* * *
Сослан ЦАЛЛАГОВ,
архитектор, профессор СК ГМИ, заслуженный деятель культуры России,
директор Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры
Студенты-строители во главе с доцентом Манукяном предложили, действительно, очень неплохой проект. Он был передан мною Людмиле Габоевой, возглавляющей Центр по охране памятников истории и культуры.
И все же, я считаю, что в данной ситуации должны быть приглашены специалисты в области реставрации памятников инженерного искусства из московского Центра научно-реставрационных производственных мастерских, что располагаются по ул. Школьная, 24. Там работает главный в стране специалист в области железобетонных конструкций Елена Николаевна Киселева.
Ведь реставраторы владеют той информацией, которой не владеют строители. К тому же наш проектный институт никогда мостами не занимался.
Данная ситуация напоминает мне ту, что сложилась в 1993 году вокруг Осетинской церкви, которую тоже собирались сносить. Я тогда выехал в Москву и привез главного инженера НИИ «Спецпроектреставрация» Разинского. Он объяснил, какие надо произвести работы, чтобы здание не пострадало. Были поставлены металлические тяжи, после чего расползание нижних частей конструкции арочного свода прекратилось. И все встало на свои места. Церковь до сих пор стоит и радует глаз. А ведь, по акту, ее надо было сносить.
Я еще раз подчеркиваю, что и в данном случае необходимо пригласить специалистов в области реставрации. С этим предложением наше отделение Российского фонда культуры обратилось письменно в мэрию Владикавказа, в парламент республики, в комитет по охране памятников. Данным вопросом должны заниматься реставраторы высокой квалификации, а не мостостроители. Ими должны быть сделаны официальные экспертные заключения. Первый в России железобетонный мост, памятник истории и инженерного искусства, должен быть сохранен.