Осетия Квайса



Гергиевский центр во Владикавказе: «за» и «против»

Ольга РЕЗНИК

Строительство Кавказского музыкально-культурного центра им. В.Гергиева во Владикавказе – тема не новая, неоднократно обсуждавшаяся в самом широком формате. Однако после того, как разразился финансовый кризис, возведение грандиозного центра вроде бы было отложено до лучших времен. Но совсем недавно появилась официальная информация, в которой сообщалось, что реализация проекта начинается.

Вот эта информация.

center-gergiev

21 марта в Постпредстве РСО-Алания при Президенте РФ состоялась встреча Главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова и художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева.

Обсуждались вопросы строительства Кавказского музыкально-культурного центра им. В. Гергиева, оптимизации взаимодействия в ходе реализации этого амбициозного культурного проекта СКФО.

Во встрече приняли участие Председатель Правительства РСО-Алания Николай Хлынцов, вице-премьер Правительства республики, Полномочный представитель Северной Осетии при Президенте РФ Александр Тотоонов, заместитель художественного руководителя-директора Мариинского театра Фатима Туаева, президент ОАО «Восток» Марат Баласанян, представители архитектурного бюро «Стиль» (Владикавказ).

В 2011 году предстоит выполнить достаточно большой объем работ: федеральный бюджет выделил на реализацию начальной стадии проекта около 600 млн. рублей.

Строительство Кавказского музыкально-культурного центра будет осуществляться по проекту всемирно известного архитектора Нормана Фостера.

Официальный портал Республики Северная Осетия-Алания

Общая же стоимость строительства, которое, обещают, будет завершено до конца 2015 года, составляет более 4,6 миллиардов рублей.

Это означает то, что в ближайшем будущем в исторической части Владикавказа, где до наших дней удалось сохранить являющуюся визитной карточкой города архитектуру конца XIX – начала ХХ столетий, по обоим берегам Терека скоро появятся новомодные сооружения, напоминающие по форме гигантские фасолины. Главное из них должно быть возведено на месте нынешнего киноконцертного зала «Октябрь». Два других – на противоположном берегу реки Терек.

Готовы ли владикавказцы к такому повороту событий? Мнение жителей столицы Северной Осетии исследовала специальный корреспондент сайта «Осетия-Квайса», которая обратилась к ним с вопросом:

Как вы относитесь к строительству Кавказского музыкально-культурного центра им. В. Гергиева в исторической части Владикавказа?

Сослан ЦАЛЛАГОВ, архитектор, заслуженный работник культуры России,
директор Северо-Осетинского отделения Российского фонда культуры

Первой ошибкой было строительство в старом городе киноконцертного зала «Октябрь» – инородного архитектурного сооружения, диссонирующего сложившейся исторической среде. Дом правительства, здание проектного института, которые тоже находятся на площади Свободы, хоть и были построены значительно позднее всех остальных зданий по проспекту Мира, все же более гармонично связаны с исторической застройкой, нежели киноконцертный зал «Октябрь». Это классическая стилизованная архитектура.

Теперь вместо кубика «Октября» появятся блинчики Фаберже. Вот и получается: что на что меняем? Многое зависит, конечно, от профессионализма, мастерства и чутья архитектора-автора, которому важно не ошибиться в проектировании объекта.

В исторической среде имеются примеры внедрения современной, контрастной по стилистике архитектуры. Скажем, здание магазина «Музторг», что напротив Республиканского дома искусств. Тоже ведь между старыми владикавказскими особняками внедрился, казалось бы, чужеродный объект, но как он замечательно вписался туда.

Не может не волновать и то, что в связи со строительством центра, может быть утеряна часть парка. Очень странно и даже подозрительно, что парк вдруг выпал из списков памятников ландшафтного искусства. А ведь наш парк – красивейший на Юге России. Складывается впечатление, что его специально оттуда выкинули, дабы были развязаны руки. Потому что, если перед нами памятник ландшафтного искусства, тогда непозволительно внедрять туда инородные архитектурные и технические формы. Наш пар – исторический. Он должен быть восстановлен в первозданном виде. Должны быть убраны мощения, никакого асфальта. Пешеходные дорожки, старинные лавочки – все, как раньше. Парк необходимо привести к историческому виду. И никак иначе.

*   *   *

Петр САФРОНОВ, заместитель редактора газеты «Пульс Осетии»

Я – за. Через 50 лет культурный музыкальный центр станет частью исторического центра Владикавказа. С чем у нас сегодня ассоциируется слово «Париж»? Правильно, с Эйфелевой башней. А ведь во время строительства башни было подано ходатайство части парижан с требованием, чтобы она была демонтирована. Местные жители считали «иглу», как они называли Эйфелеву башню, бельмом на глазу Парижа. И, тем не менее, в 1889 году башня, названная в честь ее автора, французского инженера-конструктора Александра Гюстава Эйфеля, в Париже была построена. И сегодня мы не представляем столицу мира без этого сооружения.

Благодаря Гергиевскому центру Владикавказ, я считаю, станет культурным центром Кавказа. К нам потянутся деятели культуры и искусства со всего мира, здесь будут проходить Пасхальные фестивали и другие знаковые мероприятия.

*   *   *

Генрий КУСОВ, ученый, писатель-краевед, доктор исторических наук

Отношусь резко отрицательно. Будущее Владикавказа, по-моему, связано с развитием туризма. Чем для туристов притягателен наш город? В первую очередь, историческим ландшафтом, встроенными в панораму старинными улочками. Новые здания, какими бы они ни были шикарными, принесут Владикавказу только вред. Если здесь будет разрушен исторический ландшафт, то не будет города. А ведь мы имеем неплохой исторический город, где все миниатюрно, все уже устоялось.

Строительство Гергиевского центра в исторической части принесет, как я уже сказал, вред Владикавказу, еще больше замкнет проспект Мира, который и без того уже замкнут киноконцертным залом «Октябрь», закроет панораму гор. Не понимаю, для чего строить Гергиевский центр в исторической зоне?

*   *   *

Элла ИВАКИНА, домохозяйка

Я категорически против, так как сложившийся исторический центр нельзя нарушать инородными объектами. На то он и исторический. Согласна, подобные сооружения вполне могут быть у нас в городе, но в другом месте, где они действительно станут украшением. Надо же развивать весь город в целом.

В новом культурном центре, насколько мне известно, будет несколько залов, торговые помещения. Представляете, какой поток автотранспорта туда устремится. А ведь в центре города и без того не пройти, не проехать, всюду автомобильные пробки.

И вот еще что: почему в угоду чьим-то интересам должен нарушаться исторически сложившийся облик города?

*   *   *

Эдуард ДАУРОВ, народный артист РСО-Алания,
солист Северо-Осетинской государственной филармонии

Отношусь отрицательно. Мы уже на протяжении скольких лет не можем завершить ремонт в здании филармонии, здание «Октября» не в состоянии содержать. И вдруг будем строить зал на 1200 мест. Это все равно, что строить фабрику по производству 1000 автомобилей в том месте, где имеется потребность только в десяти.

Вы посмотрите, что происходит: мы не можем заполнить Музыкальный театр без применения административного ресурса. Какие бы знаменитости к нам ни приезжали, зал филармонии никогда не бывает заполнен на сто процентов. Это связано с тем, что интеллигенция сегодня размыта. Заводы стоят. Русскоязычная техническая интеллигенция либо выехала за пределы республики, либо вымерла. А это был наш зритель. Город сейчас прирастает за счет беженцев и сельских жителей, он превратился в большую деревню. Слово «опера» этих новых владикавказцев пугает.

Так для кого же строятся огромные концертные залы? Похоже, тех, кто принимает такое решение, это не волнует. Строительство Гергиевского центра уже стало самоцелью, идефикс, коммерческим проектом. Да, допустим, можно будет заработать на сломе под застройку, на самом строительстве. Но вот вопрос: кто будет этот центр содержать?

Строительство культурного центра нужно начинать с достойной зарплаты работников культуры. А она у нас мизерная, 4300 рублей в месяц, например. Сегодня словосочетание «работник культуры» – это синоним «нищеты». Поэтому сейчас меньше детей обучаются и в музыкальных школах. Культура в нынешнее время – это непрестижно.

С другой стороны, прежде чем открывать подобный центр, нужно воспитать зрителя, который будет туда ходить. А на сегодняшний день с этим, как я уже говорил, весьма проблематично.