Звание, которого так жаждал народ
В этот день родился Валерий САГКАЕВ (1951-1992), популярнейший осетинский певец, поэт, композитор, народный артист Северной и Южной Осетии. О нем написано много, и все же есть страницы современной истории, остающиеся пока неизвестными.
Трагическая гибель Сагкаева в феврале под лавинами потрясла две республики. А агрессия Грузии против Южной Осетии не только продолжалась – достигла вскоре своего апогея. Расстрел беззащитных беженцев на Зарской дороге, методичные жесточайшие артиллеристские обстрелы Цхинвала в июне… И только тогда ельцинская Россия зашевелилась, да и то не благодаря тогдашнему президенту, а благодаря возмущению патриотов в разных ветвях российской власти.
После заключения Сочинских соглашений о перемирии в Южной Осетии, как-то само собой созрело решение – провести во Владикавказе вечер памяти певца. Инициативная группа запланировала мероприятие на 24 июля 1992 г. и легко нашла лучшее для этого помещение – актовый зал Дома искусств (ныне Национальный музей РСО-А).
Легкость объяснялась прозаично. В доме искусств располагалось в то время и министерство культуры Северной Осетии, а министром был Анатолий Дзантиев, который – в отличие от многих должностных лиц на севере – относился к трагедии юга как к собственной огромной боли, осознавая катастрофические последствия для всего осетинского народа.
Причем, такую принципиальную и даже в чем-то чересчур решительную для члена правительства позицию он занимал с самого начала войны. Это благодаря ему еще в 1991 г. в Москве вышла в свет книга «Южная Осетия: и кровь и пепел» (название тоже Анатолия Александровича). А в тот период недостаточно было иметь деньги на издание, надо было умудриться найти и разместить заказ в типографии (для сегодняшних представлений о бизнесе это нечто немыслимое!), да еще в кратчайшие сроки. Министр сделал это.
Как сделал еще один неординарный шаг. Организовал в июне 1992 г. и профинансировал приезд через Владикавказ в расстреливаемый Цхинвал большой группы (человек 20-25) журналистов из Москвы, чтобы мир тех лет без Интернета знал о трагедии, происходящей в Южной Осетии.
Поэтому никого не должно удивлять, что именно Анатолий Александрович, неистощимый придумщик всего оригинального, выдвинул идею – создать живописный портрет Валерия Сагкаева и поместить его на сцене. Тем более, что время позволяло осуществить задуманное до назначенной даты.
Он же предложил обратиться к Эльбрусу Саккаеву. Это было так очевидно, что никому из нас не пришло до этого в голову.
Замысел был удивительно точным. Создать портрет одного из самых талантливых мастеров песенного жанра Осетии должен был не менее одаренный мастер живописи, к тому же собрат. А Эльбрус Алексеевич, в значительной мере недооцененный до сих пор, был таковым – фантастически мощным художником! Не случайно, именно его (в соавторстве с Юрием Дзантиевым) Уастырджи не одно десятилетие копируется на холстах, в альбомах и книгах и на просторах Интернета.
И вот мы втроем (министр, кинорежиссер Мурат Джусоев и я) с этой идеей отправились в мастерскую к Саккаеву.
Едва успели обозначить задачу, как Эльбрус нас прервал и с эмоциональной категоричностью заявил: «Сделаю!»
Этой категоричностью, мне показалась, он хотел раз и навсегда отмести какие-то, даже абстрактные сомнения, что может быть как-то иначе.
Но мы-то знали Саккаева тоже не первый день. Как человек, глубоко погружающийся в творческий процесс, он выдавал шедевры не по расписанию. Замысел должен был созреть, как хорошее осетинское пиво, чтобы потом быстро перенестись на полотно. Так что тревожные нотки с нашей стороны все-таки были на чем-то основаны.
И действительно, незаметно пробежало время, а весточек от мастера портретного жанра не было. Эльбрус нас успокаивал, но за два дня до вечера памяти мы забили в колокола.
Дело кончилось тем, что последние мазки Саккаев сделал утром 24 июля 1992 г. Когда за час до начала мероприятия мы забирали полотно, он, сам уже немало встревоженный, несколько раз повторил:
– Только осторожнее, только осторожнее. Краски еще не подсохли… И никого близко не подпускайте!
Эльбрус Алексеевич еще доверительно сообщил, что хотел бы пару мест в картине подправить и непременно сделает это после окончания вечера.
О том, как прошел вечер, я уже писал в материале Жить для него значило – петь
Обещал при этом рассказать некоторые дополнительные подробности, что теперь и делаю.
При подготовке вечера в инициативной группе поднимался вопрос и о том, чтобы по достоинству увековечить имя Валерия Сагкаева и соразмерно оценить его вклад в развитие национального искусства. Лучше всего – присвоением звания народного артиста. Благо, он и был самым что ни на есть народным.
Двинулись к решению с нескольких сторон. В парламенте Северной Осетии этим занялись тогда первый заместитель прокурора республики, большой поклонник осетинской песни и песни у костра Валерий Козаев и известный скульптор, не менее страстный патриот национальной культуры Николай Ходов.
Но дело погрязло в чиновничьих регламентах, препонах отдельных лиц и надолго застопорилось. А ложка, как известно, дорога к обеду. И тут пришлось сыграть на чувствах президента Северной Осетии А.Галазова, который мог наслаждаться знаменитой песней «Мæ Ирыстон» в исполнении Сагкаева буквально до бесконечности.
Было известно, что руководитель республики собирается посетить вечер. Пришлось подкараулить Ахсарбека Хаджимурзаевича у выхода из Дома правительства и сопроводить его до самого Дома искусств. Благо президентской охране я был известен.
Хотя с самим Галазовым из-за разных позиций по Южной Осетии отношения были сложными, надо отдать должное президенту: он не ушел от разговора, внимательно выслушал и поддержал саму идею. Но, будучи обязанным соблюдать все правовые формальности, высказался в том смысле, что прямо сейчас сделать такой шаг невозможно. А в дальнейшем он доведет вопрос до логического завершения.
Крыть было нечем. В запасе остался последний ресурс. Я сообщил Галазову, что зал уже переполнен, люди стоят во всех проходах, а еще больше тех, кто не смог попасть внутрь и остался на проспекте. Впрочем, в последнем моем утверждении он и сам смог тут же убедиться и моментально оценить.
– Ахсарбек Хаджимурзаевич, все собравшиеся вас полностью поддержат, если вы объявите прямо на вечере, что Валерию Сагкаеву будет присвоено звание народного артиста Северной Осетии.
Президент ничего не ответил, но было ясно, что принял к сведению. А когда вошел в зал и увидел лица людей, проникся ажиотажной атмосферой. Галазов вышел к трибуне и объявил под овации то, чего все так горячо жаждали.
На него со сцены смотрел преисполненный надеждами большой певец, виртуозно созданный кистью большого художника. Звание еще не было официально оформлено, краска на портрете еще не подсохла…
Игорь ДЗАНТИЕВ
Читать по теме: