Осетия Квайса



Всадник, скачущий в Вечность…

Когда-то давно, в одной из книг о великом Леонардо да Винчи, довелось встретить любопытный абзац. Где было написано буквально следующее: «Леонардо провел в приемной Папы римского не меньше времени, чем в своей мастерской». Прочитал – и ужаснулся: вот из какой дали тянется шлейф доминирования чиновников над творцами, над талантливыми людьми…

И недавно мне снова вспомнилась эта цитата. Когда я читал книгу под названием «Сосланбек ТАВАСИЕВ», которая была выпущена несколько лет назад в столице Башкортостана Уфе и посвящена нашему земляку – одному из самых прославленных скульпторов Осетии.

Вышла эта замечательная книга-фотоальбом ограниченным тиражом. И в руки попала, в общем-то, случайно: так посчастливилось, что мне, автору нескольких юбилейных статей о Сосланбеке Дафаевиче, в которых я пытался передать на бумаге свои воспоминания о встрече с этим великим человеком, ее подарили.

А он, Тавасиев, на самом деле был Личностью. Как и его судьба была по-настоящему героической. Юношей он сражался в составе кавалерийских партизанских отрядов против карателей-белогвардейцев. А во время Великой Отечественной войны именно ему было поручено эвакуировать Московский Союз художников в тыл, в Башкирию… Но здесь я не собираюсь пересказывать его биографию. А просто хочу поделиться с читателями «СО» своими впечатлениями от прочитанной книги – она того стоит.

Почему вышла эта книга именно в Уфе, понятно. Ведь там, на берегу уральской реки Белой, и возвышается одно из самых великолепных творений нашего земляка – конный памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву. Памятник, который изображен даже на гербе Башкортостана. Над этим своим великим творением Сосланбек Тавасиев работал четверть века, целых 25 лет. Вдумайтесь только в эту цифру… А ведь одновременно скульптор занимался и многими другими своими творческими проектами, в числе которых были и украшающие сегодня Владикавказ памятник Коста Хетагурову и бюст Исса Плиева.

Вспоминаются годы учебы в Москве. Как-то наш профессор, искусствовед Юрий Колпинский, принес на лекцию французский журнал, на развороте которого были помещены фотографии двух конных памятников. Памятника Петру Первому, работы Фальконе на берегах Невы – и памятник Салавату Юлаеву над рекой Белой. Величественные, мощные, друг друга стоящие: один – бронзовый, второй – чугунный… Юрий Дмитриевич был великолепным лектором-оратором. Он вдохновенно, с безупречным французским прононсом прочел нам текст этой журнальной статьи – а потом перевел. Восторженно подчеркнув, что великий художник – тот же бог: он создает незыблемое, вечное! «Памятник Петру Первому – символ расцвета Европы, памятник Салавату Юлаеву – символ расцвета Азии», – вот что было основной мыслью этой статьи…

О работе Сосланбека Тавасиева над памятником башкирскому национальному герою в книге рассказывается красочно, увлекательно, с интереснейшими подробностями, практически неизвестными большинству читателей Осетии. Я не знаком лично с ее автором, искусствоведом В.М.Сорокиной, но преклоняюсь перед ее талантом, высоким профессионализмом и глубоким знанием природы и законов создания монументального скульптурного произведения. Читаешь, и перед тобой, как живой, встает образ Сосланбека Тавасиева – большого творца, большого мыслителя, перспективно мыслящего художника.

Не зря говорят: «Поставили памятник». Не «соорудили», даже не «создали», а именно «поставили». Потому что это необыкновенно важно: правильно выбрать место, где творение скульптора будет стоять десятилетия, а то и века… И Сосланбеку Тавасиеву тоже, оказывается, пришлось выдержать по этому поводу немало баталий с властями, с чиновниками, в которых он показал себя образцом настоящего, убежденного в своей правоте созидателя. Наш земляк оказался почти провидцем: его упрекали в том, что он выбрал место для памятника на окраине Уфы, а ведь через годы оно стало почти городским центром, куда как нельзя удачнее и лучше вписался монумент… Угадать подобное без присущего гениальному художнику «шестого чувства» просто невозможно!

Говоря о Тавасиеве, автор книги часто вспоминает о великом Микеланджело. И в этих параллелях нет никакой натяжки. Сегодня на территории России практически нет такой конной статуи, которая превосходила бы тавасиевский памятник Салавату Юлаеву и по размерам, и по пластике, и по совершенству исполнения. Этот памятник – вдохновенный гимн Человеку. Борцу и победителю…

И все же листаешь эту книгу – красочную, снабженную массой фотографий, – и невольно ощущаешь горечь. В Башкирии, за тысячи километров от Кавказа, издали такую капитальную и солидную монографию о нашем земляке, о котором А. Луначарский в свое время сказал: «Тавасиев в искусстве пришел от штыка к резцу». И это, безусловно, замечательно. Ну, а мы, в Осетии?

Думается, было бы правильно пригласить издателей и авторов этой книги к нам в республику. Устроить им широкую встречу, поблагодарить за то, что в Башкирии так чтят и хранят память о нашем земляке… Да и почему бы не переиздать эту книгу в Осетии, во Владикавказе? Пусть она стоит на книжной полке в каждой нашей библиотеке, в каждой школе, в каждой семье, наконец!.. И, может быть, это послужит толчком к тому, чтобы издать у нас в республике такие же монографии о других наших именитых художниках: Туганове, Джанаеве, Санакоеве, Дзанагове, Дзантиевых и других. О людях, которые давно это заслужили…

Михаил ДЗБОЕВ, народный художник Северной Осетии, заслуженный художник РФ,
лауреат Госпремии им. К.Л.Хетагурова и Национальной премии «Яблоко нартов»

«Северная Осетия», 12.11.2012

Публикации по теме

Скульптор, который прославил Осетию

Главный памятник Осетии и Владикавказа

Ростан ТАВАСИЕВ: «Я всегда боялся высоты, но в горах Осетии этот страх прошел»