Осетия Квайса



В МГУ опровергли популярные теории о кобанских лошадях

Ученые Зоологического музея МГУ совместно с коллегами из Государственного исторического музея провели исследование останков лошадей, обнаруженных в могильнике кобанской культуры Гастон Уота. Полученные данные опровергают сразу две популярных теории о кобанской культуре, сообщает пресс-служба МГУ.

Результаты исследования опубликованы в журнале «История, археология и этнография Кавказа». Могильник Гастон Уота был обнаружен еще в 1987 году в Дигорском ущелье на высоте 1050 метров над уровнем моря. Он расположен на территории Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания.

«Могильник относится к центральному варианту кобанской культуры, датируется позднекобанским периодом (VII-IV вв. до н.э.), – пишут исследователи. – Был оставлен жителями поселения Сауар, находящегося в нескольких сотнях метров от него».

При проведении раскопок было обнаружено 23 погребальных комплекса, причем почти все коллективные. Останки лошадей были выявлены в шести погребениях, погребальном комплексе «Жертвенник» и на двух жертвенных площадках. Все комплексы датируются в пределах середины V – первой половины IV вв. до н.э.

Бронзовые фигурки лошадей находили в погребениях и поселениях кобанской культуры.

«В ходе исследования было проанализированы останки не менее 25 лошадей, найденных в различных типах захоронений могильника: совместно с людьми, в закладах погребений и на жертвенных площадках», – говорит соавтор исследования Наталья Спасская.

Коллекция останков лошадей сейчас хранится в отделе археологических памятников Государственного исторического музея. Впервые они были изучены в 1980-х годах, но сейчас ученые использовали современные морфометрические методы анализа.

«Ученые фиксировали степень сохранности костей, их парность, особенности индивидуального развития, наличие травм, рабочих и возрастных патологий, – сообщает пресс-служба МГУ.

Пол животных определяли по наличию и степени развитости клыков, а возраст – по степени прорезания и стертости зубов, прирастанию эпифизов к костям и высоте коронки щечных зубов».

Анализ показал, что большинство лошадей, найденных в могильнике, были молодыми животными, на момент смерти им было не более 3,5 лет. Также было установлено, что для верховой езды лошадей начинали использовать с 2,5-3 лет.

Лошади в кобанской культуре играли важную роль в ритуальных практиках. Помещение животных в погребения вместе с людьми объясняют тем, что лошади должны были сопровождать умершего хозяина в мир иной.

«Ранее в научной литературе было высказано мнение, что в погребальных и жертвенных обрядах люди кобанской культуры использовали больных, травмированных или старых животных. Исследование ученых МГУ опровергает это утверждение», – сообщили в университете.

Второй развенчанный миф утверждал, что у кобанской культуры имелись лошади двух пород: скаковые и тяжеловесы. Глиняные и бронзовые фигурки таких лошадей находили в погребениях и поселениях кобанской культуры.

По ним и было составлено мнение о наличии двух пород. Однако в новом исследовании впервые удалось получить точные морфологические характеристики кобанских лошадей.

Исследование показало, что кобанские лошади в основном были среднерослыми, высота в холке у них достигала 136-144 сантиметров. По своим характеристикам они оказались близкими к быстроаллюрным породам лошадей, скаковым или рысистым.

«Полученные нами по остеологическому материалу данные не подтверждают сформированное ранее на основе предметов изобразительного искусства представление о наличии у представителей кобанской культуры двух пород лошадей», – резюмируют авторы.

Впрочем, отмечают они, это заключение носит предварительный характер, так как объем исследованного материала был весьма ограниченный.

Журнал «Родина», 17 июля 2024 г.