Осетия Квайса



«Тугановский» дом в Покровском переулке

// Необходимость взять его под надзор государства назрела уже давно…

… Покровский переулок. Патриархально-тихий уголок на карте старого Владикавказа, затерявшийся в лабиринте улиц, примыкающих к Курской слободке. На карте города он появился еще в середине XIX столетия – и даже каким-то совершенно непонятным и неведомым чудом умудрился сохранить за собой после Октября 1917 года в «кипучей буче» послереволюционных потрясений и реформ свое «идеологически невыдержанное» историческое название (правда, «понизившись в чине»: до революции его гордо именовали в официальных документах Покровской улицей).

Упирается этот переулок одним концом в улицу Розы Люксембург, другим – в улицу Августовских событий. Дома, сложенные из потемневшего от времени красного кирпича, общие дворы, зеленые полоски палисадников…

Ничего вроде бы, на первый взгляд, такого уж особенно примечательного – переулок как переулок. И чем знаменита его история, сегодня, голову можно смело давать на отсечение, смогут с ходу припомнить очень и очень немногие горожане. Исключая разве что истово и жарко влюбленных в свой город и в его прошлое владикавказских краеведов-энтузиастов…

А между тем именно здесь, в Покровском переулке, в доме номер 7 – многоквартирной кирпичной трехэтажке – прошли последние годы жизни народного художника Осетии Махарбека Туганова. Человека, 130-летие со дня рождения которого республика отмечает в нынешнем году и чье имя в осетинской национальной культуре – это гораздо больше, чем просто выдающееся имя. Это эпоха и вершина. Легенда и символ. Золотой эталон – и алмазная грань…

– Дата постройки этого дома, документально зафиксированная в архивах, – 1942 год. Сначала он был двухэтажным. После войны, в 1949 году, к нему надстроили третий этаж. А с 1948 до 1952 года в этом доме жил и работал Махарбек Сафарович Туганов, – рассказывает директор РГУ «Наследие Алании» Людмила Габоева. – Именно здесь были созданы такие известные его работы, как портрет видного советского писателя, переводчика нартского эпоса и большого друга Осетии Юрия Либединского и картина «Кельское озеро». А еще – второй авторский вариант прославленного полотна «Пир нартов», которое стало одной из вершин осетинской живописи…

После смерти Махарбека Туганова на фасаде этого здания появилась увековечившая его память мемориальная доска – мраморная, с вычеканенным в металле портретом Мастера. Но бежали десятилетие за десятилетием. И время ее не пощадило. Да и не одно только время: безнаказанно и всласть поизгалялись над этой мемориальной доской и неведомые вандалы-хулиганы. Из тех, видимо, современных недорослей-митрофанушек, для которых такое понятие, как бережное уважение к родной истории и к прославившим ее именам, – увы, абсолютно пустой звук. И которым имя Махарбека Туганова наверняка вряд ли хоть о чем-то, даже вполголоса, говорит…

– Вид у мемориальной доски был самый плачевный и неприглядный. Она давным-давно потеряла былую красоту, кричаще нуждалась в реставрации. А кроме того, ее очень сильно повредили чьи-то «упражнения» в стрельбе в упор из духового ружья: поверхность доски, которую кто-то цинично использовал в качестве мишени, покрывали выбоины и сколы – явно следы от выстрелов, – поясняет директор Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры, владикавказский краевед и архитектор Сослан Цаллагов. – Кстати, первыми вопрос о том, что к 130-летию Махарбека Туганова необходимо наконец привести в порядок и саму эту мемориальную доску, увековечившую память о художнике, и фасад здания, где прошли последние годы его жизни, подняли тоже именно жильцы дома номер семь в Покровском переулке. Были направлены ими такие «острые сигналы» и в АМС города Владикавказа, и к нам, в Северо-Осетинский филиал РФК. И совсем недавно реставрация мемориальной доски была завершена: эту работу блестяще выполнил молодой, но уже хорошо известный в республике скульптор, преподаватель Владикавказского художественного училища Ибрагим Хаев. Причем выполнил абсолютно безвозмездно, что называется, по зову сердца. И это, особо хочу подчеркнуть, уже не в первый раз, когда Ибрагим вот так же неравнодушно вносит свою лепту в то, чтобы жила и не умирала на карте города память о наших прославленных земляках, именитых мастерах осетинской культуры, судьбы которых тесно сплелись с историей Владикавказа. Несколько лет назад именно он стал автором мемориальной доски, появившейся на фасаде дома Коста Хетагурова на углу улиц Армянской и Войкова…

А потрудиться над тем, чтобы вернуть первоначальный благородный вид мемориальной доске в Покровском переулке, Ибрагиму Хаеву пришлось немало. Надо ведь было не просто очистить ее, «освободить» от слоев и натеков старой краски, убрать выщербины и трещины, но и основательно отреставрировать поврежденный портрет-барельеф Махарбека Туганова. И эта работа – еще один «кирпичик», который в юбилейном «Тугановском» году добавили у нас в республике неравнодушные руки в кладку башни Памяти о Мастере…

А для самого Ибрагима Хаева, выходца из известной в Осетии творческой семьи, окончившего в 2007 году с красным дипломом московский Суриковский института, в 2008-м принятого в ряды Союза художников России, это еще и новое признание в любви к родному Владикавказу. Одной из «визитных карточек» которого уже успела стать его окрашенная теплой улыбкой скульптурная композиция «Нардисты» на улице Штыба…

Хотя, конечно, очень и очень не помешала бы сегодня такая же кропотливая реставрация и самому фасаду дома № 7 в Покровском переулке. Требуется она ему по-настоящему остро. И обращение его жильцов в АМС Владикавказа с этой просьбой тоже взято на заметку. Однако дело в том, что, прежде чем приводить в порядок фасад, нужно сначала как следует отремонтировать кровлю здания: иначе все эти труды пойдут насмарку. А средства на это нужны, как объяснили «домовой общественности», немалые…

– Но тем не менее проблему эту надо решать. Надо продумать, как облагородить облик этого исторического здания: то ли очистить и «освежить» фасад пескоструйкой, то ли оштукатурить. Необходимо благоустроить и территорию его двора, – подчеркивает Сослан Цаллагов. – И, конечно, здание это должно быть обязательно взято под надзор государства. А еще, наверное, совсем не помешало бы к нему, одному из незаслуженно забытых «тугановских» мест на карте республики, проложить экскурсионный маршрут. Чтобы знали и помнили…

Е.КОВАЛЕНКО,
«Северная Осетия», 10.11.2011