Осетия Квайса



Шедевры семьи Штейнгелей

Ни для кого не является секретом, что испанский город Барселону посещают в основном для того, чтобы посмотреть причудливые архитектурные шедевры Антонио Гауди. Мистические и конструктивные новшества гениального мастера привлекают десятки тысяч туристов и путешественников. Подобный интерес к причудливой архитектуре мог бы произойти и во Владикавказе. Если бы… не Гражданская война. Впрочем, давайте все по порядку…

Совершенно согласен со специалистами от туризма, считающими, что украшением любой экскурсии должен стать необычный историко-культурный или природный объект, выходящий далеко за пределы региона, имеющий общероссийское, а порой и мировое значение. Все остальное принимается с вежливым равнодушием. Подобную картину нарисовал в своем романе «Заир» популярный среди молодежи писатель Пауло Коэльо: «После ужина всегдашний маршрут: мне хотят показать все, что есть в этом городе-памятнике – исторические достопримечательности, модные бары. И обязательно будет всеведущий гид, забивающий мне голову разнообразными сведениями, а я должен делать вид, будто внимательно слушаю, и время от времени задавать вопросы, чтобы показать – мне интересно».

 Вот подобным гидом выглядел и я во время экскурсии для тогдашнего председателя ВГТРК, а вскоре министра культуры РФ Л. Швыдкого. Вроде, и маршрут был подобран интересный, и центральный городской проспект сиял в вечернем солнечном закате, но чем я мог удивить человека, объехавшего всю Европу? Не удивил…

Подобный финал ожидал меня и во время экскурсии для британских ученых и парламентариев, пока… мы не подошли на Театральной площади Владикавказа к памятнику В.И.Ленина, где я вообще не знал, что рассказывать английским интеллектуалам. И вдруг подошедший переводчик вместе с руководителем делегации обратился с вопросом: «Милорд интересуется, почему в Лондоне все памятники английских королей и полководцев – любимое прибежище голубей, а на вашем вожде ни одной птички не видно?» И в глазах улыбающегося лорда запрыгали веселые бесенята. «Переведите английскому аристократу: неужели он не понимает разницы – сравнивает королей с вождем мирового пролетариата и Великой революции, выдающимся философом после Карла Маркса, которому старая, добрая Англия дала приют, и он написал там «Капитал».

«Мы ценим ваш почти английский юмор и просим рассказать, какое отношение имел В.И.Ленин к Осетии, – произнес переводчик. И после этого вся остальная часть экскурсии пошла как по маслу, а когда гости услышали историю о знаменитом дворце барона Штейнгеля и о другой его резиденции в Крыму – «Ласточкином гнезде», то преподнесли мне календарь «12 знаменитых замков мира», на страницы которого попало и «Ласточкино гнездо». Заметим, не Ливадийский императорский дворец, не бывшая роскошная резиденция М.С.Воронцова, не ханские палаты в Бахчисарае.., а висящий на склоне мыса Ай-Тодор в общем-то небольшой, но необычный замковый комплекс из трех башен, соединенных зубчатыми стенами…

Впервые, когда я попал в Крым в далеком 1956 году, ялтинские власти, наверное, еще не представляли, каким архитектурным богатством обладают. У стен закрытого строения, на дверях которого висел большой замок, шашлычник разогревал жаровню-мангал, единственный фотограф предлагал сделать на память фотографию «… до завтра». Спустя двадцать лет к замку уже трудно было подойти, десятки экскурсионных групп толпились на небольшой площадке. Но экскурсоводы больше рассказывали, какие кинофильмы здесь снимались, отмечая особо кинодетектив Станислава Говорухина «Десять негритят». О Штейнгелях они почти ничего не знали…

 И не особенно знают сейчас. В недавней интересной программе телеканала «Россия. Гений места», наверняка, самый профессиональный экскурсовод Крыма (фамилию его не назвали) сказал на камеру: «Ласточкино гнездо» в таком виде, как оно есть, построено в 1912 году по заказу барона фон Штейнгеля. Он был довольно не бедный человек. Построено архитектором Шервудом». Ну, во-первых Леонид Шервуд являлся все-таки не архитектором, а инженером-скульптором. Архитектором был его отец – Владимир Шервуд, автор здания Русского исторического музея на Красной площади. Во-вторых, в Интернете Штейнгеля считают нефтепромышленником, коим он никогда не являлся. И потом, откуда это – фон Штейнгель?

Самое любопытное: никто из историков, краеведов, экскурсоводов никак не поймет, что Штейнгелей было несколько, и все они внесли значительный вклад в развитие промышленности Терской и Кубанской областей. Но старший из них, Рудольф Васильевич, построивший железную дорогу «Ростов-на-Дону–Владикавказ», с двумя своими братьями полюбил наш город, окрестные горы, охоту. Его брат, Леонард Васильевич, построил в городе первый механизированный кирпично-черепичный завод. Еще и сейчас на каждом кирпиче, выпущенном во Владикавказе, можно прочитать на клеймах «Штейнгель» и «Черепичный завод во Владикавказе Л.В.Штейнгеля и В.Грозмани». Из качественного кирпича построены все здания города с начала ХХ в. до 1917 года. Хотя бывший завод двух баронов, как его величали в городе, работал и в советское время.

Особенно был известен во Владикавказе младший сын Рудольфа Васильевича – Владимир. Это благодаря ему Владикавказ (конечно, центр города) стал вместо мутной терской воды пить родниковую – по водопроводу, проведенному из родников Реданта. Наверное, интересно, что уже в 80-е годы ХХ в. пробы воды, взятые из бывшего штейнгелевского водопровода у каптажей в виде декоративных башенок, показали, что здешняя вода по качеству уступает в СССР лишь ереванской!

Пишу и чувствую, есть люди не весьма довольные моим рассказом о владикавказских капиталистах. А между тем и нынешние чиновники и предприниматели могут обнаружить в дореволюционном прошлом немало интересного. Прежде всего, что свое состояние Штейнгели создавали не на выкачивании нефти, торговле недвижимостью, банковских аферах, а строили железные дороги, механизированные заводы, создавали крупные сельскохозяйственные имения. И потом заключали договоры, выгодные для городов и поселений. Так, построив водопровод во Владикавказе, они обязались после 20 лет эксплуатации передать его во владение городской управе (1903 г.).

Поистине царский подарок сделал Владимир Штейнгель Владикавказу, подарив свой знаменитый дворец! Подобного сооружения не было во всей России, и потому поглядеть на чудо приезжали даже из Петербурга и Москвы. Даже сейчас, рассматривая фотографии исчезнувшего здания, не налюбуешься его красотой и необычностью. Неслучайно историк архитектуры Владикавказа С.Ф.Цаллагов заявил в своей прекрасной книге «Владикавказ. Летопись в камне», что «строительство дворца барона Штейнгеля стало явлением в области архитектуры всей Терской области». Каждый метр стен не походил на другой. Мавританская башня, стрельчатые венецианские рамы со стеклами, узорчатые балконы, крыша, обведенная крепостными зубцами, и все это – в скульптурах, узорчатой штукатурке, эркерах, лепных украшениях… В общем, описать все архитектурные детали дворца сложно даже профессиональному архитектору, как и представить внутреннее убранство.

Эклектизм в архитектуре – соединение разнородных художественных элементов, характерных для зодчества середины и 2-й половины ХIХ века. Вот почему все дома и дворцы Штейнгелей сравнивают то со стилями модерн, то с готикой. Но людям нравились строения, одна стена которых напоминала средневековую европейскую крепость, другая – мавританский дворец, третья – строгую готику, а четвертая говорила о наследии древней Руси. Нравился подобный стиль и семьям баронов – выходцев их Эстляндии и давно обрусевших – Штейнгелей.

С помощью владикавказского врача Марии Исааковны Шушариной, познакомившей меня с единственными оставшимися в России потомками Штейнгелей – Ириной и Вадимом Яковлевичами Вольфсон-Штейнгелями, проживающими в Киеве и Калининграде, можно теперь утверждать, что дворец во Владикавказе, превратившийся в помещение городской думы и управы, построил Владимир Рудольфович Штейнгель, а «Ласточкино гнездо» – владелец владикавказского кирпично-черепичного завода Леонард Васильевич Штейнгель. Сохранившийся же во Владикавказе особняк парковой архитектуры принадлежал управляющему владикавказским водопроводом и музыканту Ивану Рудольфовичу Штейнгелю.

Надо отметить, что относительной сохранности этого дома город обязан бывшим министрам МГБ Северной Осетии, которые облюбовали его в довоенные и послевоенные годы для местожительства. Поэтому попытаться городским коммунальщикам перестроить или изменить фасад особняка было в то время равносильно знакомству с подвалами госбезопасности в бывшем доме Воробьева на улице Горького.

Ну, а что касается «Ласточкина гнезда», то ныне это общепризнанный символ Крыма!

Генрий КУСОВ, доктор исторических наук
«Северная Осетия», 11.08.2014