Осетия Квайса



Полвека назад «кукурузную» мозаику из Осетии знали во всем мире

1«Случалось ли вам видеть вблизи мозаичное панно? Не правда ли, только изощренное произведение абстрактного искусства может сравниться с ним по тому хаотичному и нелепому нагромождению цветовых пятен, линий и форм, которое, казалось бы, царит в нем?» – такими размышлениями 1 июня 1969 года корреспондент газеты «Социалистическая Осетия» начинал свой материал, приуроченный к 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Северной Осетии Игнатия АЛДАТОВА, которому 50 лет назад, в 1960 году, Советский комитет защиты мира вручил почетную грамоту за укрепление мира между народами..

Всматриваясь в произведения Игнатия Ефимовича, напоминающие рассыпанный по полотну мозаичный бисер, вдруг замечаешь причудливую игру красочных сочетаний, за которой встают исполненные гармонии образы художника. Нужный эффект достигается размещением по всему полю листа маленьких живописных точек, между которыми осуществляются плавные цветовые переходы. Эта оригинальная «точечная» манера сочетается у художника с не менее оригинальной техникой: на грунтованную клеем основу будущего произведения накладываются различного цвета и формы кукурузные, бобовые, пшеничные зерна.

О том, что вызвало появление столь необычной творческой манеры, художник рассказал журналисту сам. «1929 год, – объяснял Алдатов, – застал меня в Моздокском районе, где я принимал участие в организации колхозов. Однажды я случайно оказался возле амбара, нагружаемого кукурузой. Кукурузные зерна были различных цветов – красные, желтые, зеленые… Они так и горели на солнце. Меня осенило: ведь это естественные краски, созданные самой природой! Тогда же мне пришла в голову мысль использовать эти зерна в качестве материала для своих произведений». Первая же работа, выполненная Игнатием Ефимовичем, – портрет В.И.Ленина – оказалась столь удачной, что автор решился отвезти его в Москву, где подарил портрет А.Луначарскому.

С тех пор художник сменил немало мест работы: был художником-иллюстратором в газете «Растдзинад», преподавал в средней школе, в железнодорожном техникуме, а затем в индустриальном. Здесь, работая с 1939 года преподавателем графики, Игнатий Ефимович провел 17 лет своей жизни. Не раз за свою педагогическую деятельность он получал почетные грамоты. И все же работа преподавателя не могла полностью удовлетворить творческую натуру Алдатова.

Начиная с 1956 года, он целиком отдается своему любимому делу – искусству. Именно к этому времени относится, в частности, портрет великого революционера Сунь Ятсена, любовно собранный из зерен Игнатием Ефимовичем. Спустя некоторое время художник создает портрет Джавахарлала Неру, который вместе с сопроводительным письмом отправляет в Индию в качестве дара. Работа Алдатова вызвала глубокий интерес Неру. В своем ответном письме он писал художнику: «Я думаю, что это очень хороший портрет, и я благодарю Вас за него и поздравляю». Подобная оценка способностей художника придала ему силы, еще больше укрепила в нем желание заниматься искусством.

В последующие годы Игнатий Ефимович создает серию портретов выдающихся людей – представителей различных стран и народов. Среди них портреты Циолковского, Ломоносова, Иоганна Штрауса, Коста Хетагурова, Жолио-Кюри, Шевченко, Орджоникидзе, Фрунзе, Хо Ши Мина. Особое внимание в своем творчестве он уделяет образу В.И.Ленина. Художник создал несколько портретов вождя, один из которых – Ленин, читающий «Правду» – до сего дня хранится в Центральном музее В.И.Ленина в Москве.

Творчество Алдатова всегда было связано с идеями дружбы народов, и в этом смысле знаменательно, что материал, которым пользовался в своей работе мастер, был также символом мира – хлебными зернами.

«Работы Е.Алдатова глубоко трогают своей огромной любовью к искусству», – писал Махарбек Туганов. – Он является первым художником, создавшим небывалое до него в Осетии мозаичное искусство».