Осетия Квайса



Персидская школа во Владикавказе

700217-116 июля 1902 года вице-консул Персидского консульства Давид-хан подал прошение на имя начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска: «Озабочиваясь введением грамотности в среде детей соотечественников на средства добровольных пожертвований, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать в ходатайстве о разрешении открыть в г. Владикавказ при вверенном мне Вице-консульстве русско-персидскую школу под мою ответственность за ее существование». Это первые сведения о персидской школе, которые датируются 1902 годом.

В ответе, направленном вице-консулу, были попунктно расписаны условия, необходимые для открытия этой школы. Первым условием было наличие подходящего, удобного помещения и указание источника финансирования учебного заведения. 21 декабря 1902 года персидское училище было открыто.

Относительно материальной базы персидской школы можно сказать, что, судя по детально описываемому в различных отчетах имуществу в школе, в сравнении с остальными школами этнических групп Владикавказа персидская школа выглядит довольно обеспеченной, к примеру, персидские ковры всегда считались признаком роскоши, и само собой, что в школе представителей этой национальности ковры имелись. Еще ряд перечисленных предметов обихода говорит об отсутствии, по крайней мере, на время открытия, особых затруднений.

Заведующим училища, носящего название «Навруз», на момент открытия был назначен А. Терегулов. Данное училище, «открытое для местных персов», являлось, по свидетельству З. В. Кануковой (книга «Старый Владикавказ»), «единственным на всем Северном Кавказе».

Из отчетной ведомости за 1907 года видно, что персидское население, по данным 1905 года, составляло 1600 человек, 1000 мужчин и 600 женщин. На это время в училище служит три учителя: один законоучитель, один учитель со спецподготовкой и один имеющий начальное и среднее образование. Зарплата их составляет 200 рублей, что тоже немного превышает зарплату преподавателей остальных училищ.

По сведениям той же отчетной ведомости, учащихся было 32, все мужского пола. В ведомости сохранились также краткие сведения о первых учителях, которые, по сути, и явились устроителями персидской школы Владикавказа. Так, к примеру, означена сословная принадлежность Кочарлинского, чья фамилия часто встречается в учебном делопроизводстве и переписках, – это крестьянское сословие.

В период, когда заведование школой находилось в компетенции Кочарлинского, от учеников персидской школы учебным властям поступила жалоба на одного из учителей, который, по свидетельству учеников, оскорбляет последних. В ней «доведенные до глубины прискорбной души учителем» дети выражают надежду избавиться от него. В донесении учебному начальству округа Кочарлинский опровергает факт издевательства. Возможно, это вызвано нежеланием, чтобы какая-то тень пала на вверенное ему заведение, но в подписанном им опровержении он заявляет, что «кроме деликатности и вежливости как со стороны преподавателей по отношению к ученикам, так и со стороны учеников по отношению к преподавателям ничего дурного и предосудительного не было и нет». Скорее всего, как это бывало и в других школах, факт издевательства был сильно преувеличен.

При училище было общежитие, которым заведовала дочь обер-офицера Аблизова. В нем проживали пансионеры, т.е. дети, которые оставались здесь на ночь в силу того, что родительские дома находились в отдаленных от училища местностях, и они не могли ежедневно добираться от дома до школы и обратно. Полупансионеры не пользовались общежитием.

Как и в большинстве других этнических школ, правила функционирования училища определялись состоявшим более чем из 40 параграфов уставом, в котором отражались основы училищного бытия и воспитания. Характерная особенность быта ученических общежитий того времени – это пункт правил, касающийся питания. В нем встречается фраза: «пища должна быть свежей и простой», и это в школах, где методы или способы воспитания детей, да и условия, не допускали никакой избалованности.

В отчете о деятельности персидской школы за 1903-1905 годы зафиксированы источники денежных средств, что позволяет судить о материальной базе школы. К примеру, членские взносы за этот период составляли 1000 рублей, общее количество взносов составляло 3149 рублей, 233 рубля составляли пожертвования, 63 рубля – прибыль от продажи фотокарточек, 240 – прибыль от платы за право учения. На это время чистый капитал училища составлял 400 рублей.

Как и в других училищах, согласно правилам, для надзора за персидским училищем назначался смотритель. Интересен факт, что кроме учителя мусульманского курса, там был и преподаватель православия. Помимо приготовительного курса, весь курс обучения в школе был разделен на 4 класса. Возраст учеников составлял пределы от 8 до 15 лет, причем дети 15 лет могли быть принимаемы в первый раз в любой класс. Урок продолжался 1 час. При школе существовал совет, который избирался 1 раз в полугодие либо при возникшей необходимости – 1 раз в месяц.

Устав владикавказского персидского Общества, утвержденный в 1911 г. (возможно, с некоторыми изменениями), видимо, являлся аналогом уставов персидских Обществ в других регионах. Целью Общества означено содействие улучшению материального и нравственного состояния бедных персидско-подданных Владикавказа и области. Помощь выражалась в снабжении одеждой, пищей и приютом, в крайних случаях денежным пособием, в медицинской помощи, определении бедных в богадельные дома, малолетних в сиротские дома, ремесленные и другие учебные заведения, обеспечении неимущих средствами, чтобы вернуться на родину.

В состав Общества могли входить люди неограниченным числом, за исключением несовершеннолетних учащихся и подвергшихся ограничению прав по проступку.

Капиталы Общества хранились в госбанках, суммы расходовались с разрешения общего собрания членов Общества, каждый из которых, по всей видимости, имел право быть в курсе расхода капиталов, ибо являлся постоянным вкладчиком денежных средств на нужды Общества. Все решения на собрании выносились простым большинством голосов. Для контроля за денежными суммами создавалась ревизионная комиссия, на плечах которой лежал и контроль за денежными суммами, выраженный в ежемесячной проверке имущественных книг, годовых отчетов и смет Общества.

Членам Общества выдавались свидетельства, оформленные в форме билета или диплома, удостоверявшие принадлежность человека к Обществу. Подробные отчеты о деятельности Общества (как и других Обществ) представлялись в двух экземплярах атаману Терского казачьего войска и в военное министерство.

В 1914 г. Владикавказское персидское училище было переведено в более удобное помещение на 2-ю часть Церковной улицы (ныне ул. Димитрова), в дом 15.

Лана ХУБАЕВА,
газета «Пульс Осетии»