Осетинская рапсодия Михаила ДУШСКОГО
«Ознакомившись с осетинской рапсодией «На родине Коста» – сочинением моего аспиранта М.И. Душского, нахожу это сочинение серьезной работой в области национальной музыки, которое должно сыграть большую роль в развитии осетинской музыкальной культуры». Именно так в 1940-м году народный артист СССР Рейнгольд Глиэр оценил творческий труд молодого композитора Михаила ДУШСКОГО, для которого подобные слова стали наивысшей похвалой.
Выпускник Московской консерватории, Михаил Ильич оказался в Северной Осетии по воле случая – в качестве участника фольклорной экспедиции. Здесь, на богатой традициями и обычаями осетинской земле, он создал свои лучшие произведения и получил признание великих мастеров классической музыки.
Поэма-триптих для большого симфонического оркестра «Осетинская лира» («Ирон ф?ндыр») и нотная расшифровка записей «Нартских сказаний», исполненных народными сказителями – эти раритетные сочинения композитора вот уже много лет хранятся у его сына в Москве.
Корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Марина КАДИЕВА связалась по телефону с Вадимом Душским, который является членом Союза журналистов Москвы.
– Добрый день! Мы с вами оказывается коллеги?
– Приятно слышать голос из Владикавказа! Вообще по образованию я инженер. Большую часть жизни отдал авиации. Занимался в фирме «Илюшина» расчетами надежности и безопасности, затем, не дожидаясь пенсионного возраста, к сожалению, а, может, и, к радости, ушел и все свободное время посвятил журналистике. Четыре года назад меня приняли в Союз журналистов Москвы.
– О чем пишете?
– С детства увлекался собиранием марок. И в журналистике пишу в основном об этом. С 69-го года вплоть до недавнего времени сотрудничал с газетой «Московский комсомолец». Печатался и в других изданиях, таких как «Филателия», «Марка», «Российская охотничья газета», «Охота и рыбалка. XXI век».
– По стопам отца не пошли?
– Нет.
– Похоронить Михаила Ильича вам удалось лишь пять лет назад под Ельней, где были найдены останки 28 бойцов, погибших в Великой Отечественной войне. Что почувствовали, когда узнали о месте гибели отца?
– Слезы нахлынули… Подходит маленькая девочка и говорит: «Дедушка, не плачьте». А что я мог с собой поделать?! Я подобрал горсть земли и привез на Ваганьковское кладбище, где покоятся мои близкие. Было ощущение, что рядом с ними я похоронил своего отца.
– Вы – единственный ребенок Михаила Душского?
– Да, но у меня есть еще сестра. Когда отца не стало, маме было 25 лет. Она вышла замуж во второй раз – тоже за выпускника консерватории Георгия Александровича Гольдберга. Он прекрасно играл на рояле, знал три иностранных языка. Вскоре появилась моя сестренка Наталья. Она сейчас живет с семьей в Израиле.
– Недавно мы отметили 65-летие Великой Победы. Какое место в вашей жизни занимает этот праздник?
– Вы знаете, с одной стороны – это радость, что мы выстояли и победили, а с другой – горечь за тех героев-победителей, кому посчастливилось остаться в живых. В нашей стране инвалиды войны до сих пор находятся в более трудном жизненном положении, чем на Западе.
– Сами служили?
– Нет. У меня был врожденный порок сердца. Здоровье – единственное, чего нельзя ни у кого занять и купить.
– Что бы вы пожелали молодому поколению Осетии и России в целом?
– Нужно помнить о тех людях, которые составили славу Отчеству и дарили надежду на лучшее будущее. Это касается и маленькой Осетии, и всей нашей большой России.
***
Михаил Ильич ДУШСКИЙ родился в Киеве в 1913 году. Его отец, Илья Евсеевич, был известным химиком, а мать, Евгения, вела домашнее хозяйство и хорошо играла на скрипке. Она умерла в возрасте 29 лет, когда Мише было всего два года.
Вадим ДУШСКИЙ, сын
Дедушка был профессором с большой буквы. Он умер в 1934 году, не дождавшись своего ареста. Дело в том, что незадолго до смерти он сделал доклад об очистке сточных вод в Италии, за что ему подарили золотые запонки. Вскоре после этого один из его студентов написал донос, якобы дед – итальянский шпион. Однако до ареста Илья Евсеевич не дожил, умер от рака. Похоронен дедушка на Новодевичьем кладбище среди известных людей России.
С раннего детства у маленького Душского проявилась тяга к музыке. И очень скоро он добился больших успехов. Родные вспоминают случай, когда на ученическом концерте в Киеве 13-летний Миша играл прелюдии Скрябина. В зале внезапно погас свет, но юный исполнитель продолжал играть в полной темноте.
В первый раз Михаил Душский попал в оперный театр на «Сказку о царе Салтане». Он очень внимательно слушал завораживающие звуки, а уже дома сел за рояль и безошибочно проиграл почти все услышанные мелодии. Слух у мальчика был абсолютный, и вскоре его страстью стала серьезная симфоническая музыка.
В 1929-м году семья Душских переехала в Москву. Михаил поступил в музыкальный техникум (ныне училище) имени Гнесиных и попал к профессору Г.И. Литинскому. Через год он написал свою первую фортепианную сонату. Пробовал себя и в поэзии.
Из дневника Михаила ДУШСКОГО
ТРИ ЖЕЛАНИЯ
Забыть весь бред весны далекой
И погасить души огни,
И нежной музе синеокой
Сказать: «Приди!»
Забыть минорные мечтанья,
Надежды глупости лихой,
И в тихом счастья увяданья
Найти покой.
Любить, любить тебя такой,
Как не нашел в своих мечтаньях,
Забросить пошлые стенанья,
Любить и плакать над тобой!
Май 1930
1933-й год ознаменовался поступлением Михаила Душского на композиторский факультет Московской консерватории. Отличный пианист, он учился у знаменитого Генриха Нейгауза и выбрал главное – сосредоточился на композиции. По окончании консерватории в 1936 году его как одаренного композитора оставили в аспирантуре и пригласили работать преподавателем на кафедру инструментовки. В дневнике он записал: «Я не гений, и успехов своих небольших добиваюсь усиленными трудами». Показав свою сонату Прокофьеву, Душский с благодарностью принял и критические замечания мастера («Влияние Скрябина и Метнера… Нежелательные параллельные трезвучия…») и его скупую похвалу («Все пианистично, и играть это будет приятно»).
Будучи одним из образованнейших студентов консерватории, Михаил Ильич отлично разбирался в современной поэзии. Работал над хором на слова Владимира Маяковского, написал три романса на стихи Роберта Бернса – «Красавица из Балахмеля», «Среди колосьев ячменя», «Мое сердце в горах» и многие другие. Но особенная дружба связывала его с русским поэтом Ильей Сельвинским. На слова автора Душский создал множество романсов, среди которых «Норвежская мелодия», «Колыбельная», «Считалка», «Лебеди» и «Цыганская песня», блестяще исполненная выдающейся камерной певицей XX века Ксенией Николаевной Дорлиак на концерте в Малом зале консерватории.
Вадим ДУШСКИЙ, сын
На моей матери Нонне Александровне отец женился в Москве. Жили они в Большом Харитоньевском переулке. У мамы был прекрасный голос. Она нередко исполняла произведения Михаила Душского в компании его друзей. Мама была хорошо знакома с Ксенией Дорлиак. У меня хранятся записи на белых пластинках, на которых отец исполняет свои произведения, а Дорлиак поет.
В 23 года Михаил Душский поехал в Мордовию для собирания и изучения мордовских песен. Его огромная работоспособность и самостоятельный подход ко всему соединились и проявились здесь необыкновенно. Позже мордовские песни, записанные Душским, легли в основу многих его произведений. «Я очень доволен своей жизнью, – писал Михаил. – Вся учеба чрезвычайно интересная, и каждый день глазам открываются новые тайны».
Вслед за Мордовией была поездка в Северную Осетию. В этот период он по поручению республиканских организаций написал на основе осетинских мелодий рапсодию «На родине Коста» и несколько осетинских романсов на тексты основоположника осетинской художественной литературы Коста Хетагурова. Среди этих романсов «Новогодняя ночь», «Песня бедняка», «Кубады» и многие другие. Они получили большое общественное признание. Рецензенты писали, что эти произведения являются «ценным вкладом в сокровищницу осетинской национальной музыки».
Рейнгольд ГЛИЭР,
народный артист СССРОзнакомившись с Осетинской рапсодией «На родине Коста» сочинением моего аспиранта М.И.Душского, нахожу это сочинение серьезной работой в области национальной музыки, которое должно сыграть большую роль в развитии осетинской музыкальной культуры. Товарищ Душский заслуживает внимания и всемерной поддержки со стороны руководящих органов, ведающих вопросами искусств.
3 октября 1940
В дополнение к ранее данному отзыву об «Осетинской рапсодии» М.Душского, хочу добавить, что новая редакция партитуры, сделанная для малого состава оркестра осетинского радиокомитета, отлично выполнена. При исполнении требует тщательной отделки. Четыре песни на слова К.Хетагурова сделаны художественно и могут иметь успех на всех концертных эстрадах.
22 января 1941
А.ТОТИЕВ,
музыкальный редактор
радиокомитета Северной ОсетииОсетинская рапсодия содержит в себе целый ряд осетинских песен и плясовую музыку. Рапсодия начинается с песни о народном герое «Ларсаг-Кудайват», которая постепенно развивается и переходит на красивом фоне в «Песню о Таймуразе». В рапсодии яркими красками показаны также осетинские плясовые мелодии. Эти танцевальные мелодии служат как бы фоном для основных мелодий – героических песен.
Большая простота музыки и яркое приближение к стилю народного искусства являются самым ценным в рапсодии Душского. Эта рапсодия, а также романсы, написанные на тексты Коста Хетагурова, являются ценным вкладом в сокровищницу осетинской национальной музыки и заслуживают большого внимания как хорошие художественные произведения. Надо полагать, что произведения Душского будут пользоваться заслуженным успехом у осетинского народа.
Михаил ДУШСКИЙ.
Объяснительная записка«Осетинская рапсодия» является свободной фантазией на темы известных осетинских народных песен и плясок.
Добиваясь возможно большей простоты музыки и наибольшего приближения к стилю народного искусства, автор в то же время, стесненный весьма малым составом оркестра, вынужден был возложить на каждого имеющегося в его распоряжении исполнителя большую нагрузку, чем вызвана относительно большая трудоемкость рапсодии. Кроме того, частая и причудливая смена ритмов в народных мелодиях вызвала сложный ритмический рисунок этого произведения, которое для своего изучения потребует значительного количества репетиций.
В 3-х песнях на тексты Коста Хетагурова также используются народные песни. Первая половина мелодии «Песня бедняка» является народной. В песне «Новогодняя ночь» использованы попевки на мелодии к песне «?фсати», а в «Сердце бедняка» использована танцевальная мелодия, изложенная в инструментальном виде в рапсодии. «Кубады», согласно договору, является свободной обработкой мелодии А.Н.Аликова.
Песни написаны для квалифицированных исполнителей, для высокого голоса (женского или мужского) с фортепиано.
13 февраля 1941 года в концертном зале Северо-Осетинского республиканского радиокомитета состоялось общественное прослушивание осетинских произведений композитора Душского. На просмотре присутствовали председатель Совнаркома республики Кулов, секретарь обкома партии Цаллагов, начальник Управления по делам искусств Аккалаев, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР Аликов, композиторы Полянич, Колесников, директор Дома народного творчества Леков и другие.
Для участников прослушивания композитор Душский исполнил свою рапсодию и вокальные произведения, которые присутствовавшими были встречены с восторгом.
В своем выступлении председатель Совнаркома Кулов заявил: «Рапсодия товарища Душского, а также вокальные его произведения оставляют хорошее впечатление. Эти труды заслуживают большого внимания не только со стороны композиторов нашей республики, а всей общественности. Я считаю, что эти произведения осетинский народ встретит тепло, и с удовольствием будет слушать эту музыку. Основная задача композиторов нашей республики сейчас состоит в том, чтобы как можно тщательнее записать и обработать музыкальный фольклор нартского эпоса».
Композитор Душский, поблагодарив всех, заявил, что он по поручению оргкомитета Союза советских композиторов будет заниматься в Северной Осетии вопросами изучения музыкального фольклора нартского эпоса.
11 апреля 1941 года во Владикавказе открылся слет сказителей нартского эпоса. Для звуковой документации исполнения народными певцами нартских сказаний кабинет по изучению музыкального творчества народов СССР при Московской государственной консерватории, учитывая огромное значение проводимой работы, представил Управлению по делам искусств при СНК Северо-Осетинской АССР новейшую высококачественную звукозаписывающую установку. Запись производилась на целлулоидные грампластинки.
За первые три дня были прослушаны 10 сказителей, прибывших из различных районов Северной Осетии. Наиболее интересные сказания, героические, обрядовые песни и танцевальные мелодии были отобраны специальной комиссией, в которую входил композитор Душский, и записаны на пластинки.
Позже Михаил Ильич напишет: «Нами были записаны 23 нартских сказания и 19 нартских танцевальных мелодий. Кроме того записан целый ряд старинных народных песен (исторических, героических, застольных и шуточных) и современные народные песни. Наибольший интерес представили записи, произведенные от сказителей Гусова, Цопанова, Каргиева, сопровождавших свое исполнение игрой на осетинском смычковом инструменте – фандыре».
Танцевальные мелодии были частично расшифрованы и зафиксированы в виде нотных знаков, а вот трудоемкую работу по расшифровке нартских сказаний, как и защиту диссертации по этой теме, прервала война.
Сначала Михаил Душский строил оборонительные сооружения под Москвой. А когда в Краснопресненском районе, где располагалась консерватория, была сформирована дивизия ополченцев, он твердо решил, что его долг быть там, где идут бои за нашу Родину, и ушел на фронт.
Начальник политотдела части писал: «Душский – чудесный парень, таких, как он, я никогда не видел». А сам Душский в письме родным передавал: «Пью сырую воду, ем самую грубую пищу и чувствую себя великолепно».
Письмо брату, 28 сентября 1941 г.
«Сегодня исполняется два месяца моей красноармейской жизни. Мы уже далеко от Москвы… Вообще, конечно, окреп, повзрослел, отпустил усы, стал таким ладным парнем, что даже помирать не хочется. Я учусь трудному для меня делу – быть умелым и равным со всеми… Глядел в бинокль в расположение фашистов. Надеюсь и в действиях не подкачать…»
Письмо матери жены, 1941 г.
«Нахожусь в очень трудных условиях, не знаю, какая участь меня ждет. Передайте Нонне, чтобы она воспитала сына так, чтобы он был сильным…чтобы мог сам себя защитить, чтобы не был таким неженкой, каким некогда был его отец».
Это было последнее письмо Михаила Душского. Он погиб в 1941-м. Ему было всего 27 лет.
Пять лет назад около памятника 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, под Ельней недалеко от деревни Уварово, состоялся митинг в память о погибших в жестокой битве с врагом в октябре 1941 года. Поисковый отряд «Надежда», руководимый Сергеем Петровичем Татаркиным, нашел останки 28-ми бойцов и в четырех, обитых кумачом гробах, произвел их захоронение.
Осетия тоже помнит и будет помнить Михаила Душского – одаренного композитора, который внес весомый вклад в сокровищницу осетинского национального искусства.
***
В 1989 году секретарь правления Союза композиторов РСФСР, председатель правления Союза композиторов СО АССР Х.Плиев в своем письме директору Всесоюзного издательства «Советский композитор» М.Кунину рекомендовал «Осетинскую лиру» Душского к изданию и просил содействия в положительном решении этого вопроса.
Директору издательства «Советский композитор»
тов. КУНИНУ М.Е.
Уважаемый Михаил Ефимович!
Московский композитор Душский Михаил Ильич в 1940-41 гг. участвовал в фольклорной экспедиции Северо-Осетинской АССР. Им были созданы рапсодия «Осетинская лира» (Ирон фандыр») на тексты основоположника Осетинской литературы и языка Коста Хетагурова. В 1941 году тов. Душский ушел добровольцем в народное ополчение и погиб.
В его семье сохранилась партитура «Осетинской лиры», отзывы на это произведение Р.М.Глиэра, который в те годы был руководителем аспирантуры тов. Душского М.И.
Руководство Союза композиторов Северо-Осетинской АССР, ознакомившись с произведениями тов. Душского, рекомендует рапсодию «Осетинская лира» к изданию.
Просим Вашего содействия в положительном решении этого вопроса.
Секретарь правления Союза композиторов РСФСР
Председатель правления Союза композиторов СО АССРХ.ПЛИЕВ
1989 г.
Рапсодия была издана в 1990 г. Хотелось бы, чтобы это и другие произведения осетинского цикла композитора М.Душского и сегодня звучали в Осетии, которой видный деятель музыкальной культуры России посвятил яркие страницы своей короткой жизни.