Одноэтажная Осетия: кадры из уникального фотоархива
Владикавказ, он же Орджоникидзе, — город с самой узнаваемой и колоритной архитектурой на Северном Кавказе. Показываем, каким он был еще полвека назад.
Рассмотреть панораму Владикавказа легко из окна шестнадцатиэтажки. Но так было не всегда — расти вверх город начал после Великой Отечественной войны.
Увидеть последние дни городских хибар и рождение первых столичных высоток можно на фотографиях Федора Федосеева. Уникальный фотоархив из почти двадцати тысяч кадров хранит его внук. Самыми интересными фото владелец раритетных снимков поделился с «Это Кавказ».
— Родился дед в Средней Азии еще до революции, в 1900 году. Там же он сделал свои первые снимки, — объясняет Сергей Федосеев.
В фокус «Фотокора-1» Федора Федосеева тогда попадали в основном родственники и друзья. В народе такой аппарат называли «гармошка», а в качестве «пленки» в нем использовали стеклянные пластины. Довоенное устройство хранится в семье до сих пор, как и десятки стеклянных фотопластин.
Трудился Федор Федосеев финансистом сначала в Средней Азии, а затем на Кавказе. Полностью отдаться любимому хобби он смог только после выхода на пенсию.
В 1960 году дочери подарили ему фотоаппарат «Киев-4». Первый год ушел на освоение фототехники. Это заметно по качеству снимков: многие пересвечены, где-то размытая картинка. С 1961 года кадры можно считать профессиональными.
— Все мое детство прошло «под прицелом» дедовского фотоаппарата, — говорит Сергей Федосеев. — Он встречал меня у роддома, снимал первые шаги по квартире. Потом я был его постоянным спутником в фотоэкспедициях.
Фотокомандировки могли длиться неделями. Дед и внук ночевали в горах, снимая перевалы, ущелья и родники. Но признание при жизни и после ветерану Великой Отечественной войны принесли снимки Владикавказа, в то время — Орджоникидзе.
Владикавказ: прежний город
На фотографа обратили внимание в главной республиканской газете: в 1961 году Федосеева пригласили работать общественным фотокорреспондентом «Социалистической Осетии».
— Дедушке предложили стать автором фото рубрики «Орджоникидзе: прежде и теперь». От главного архитектора республики он получал данные о старых зданиях под снос. Теперь их можно увидеть только на фотографиях Федора Степановича. Позже на месте снесенных домов вырастали современные пяти- и девятиэтажки.
60−70-е годы прошлого столетия стали бумом строительства. За пару десятилетий лицо города изменилось: одноэтажные лачуги ушли в прошлое. Люди переехали в собственные квартиры с электричеством, водой и газом. Мыться можно было в своей ванне, а не в общественной бане.
— Снимки деда как раз демонстрировали этот скачок из каменного века в современность, — говорит Сергей.
Исторический центр стройка почти не затронула. Здания на проспекте Мира или памятники в Центральном парке по тем фотографиям легко узнать и сегодня. Изменилась остальная часть города. На окраинах поднялись железобетонные «пеналы», закрывшие горожанам вид на горы.
Кадры Федосеева публиковали и в центральных советских изданиях, и в зарубежных СМИ. Сотрудничество Федора Федосеева с «Социалистической Осетией» длилось 24 года. За это время на страницах издания было опубликовано около четырехсот его снимков. А в архиве фотографа скопились кадры не только строек, но и сценок из обыденной жизни горожан.
Отснятый материал ветеран Великой Отечественной аккуратно складывал в большую коробку. На каждой пленке — дата и место съемки. После смерти фотографа весь уникальный архив перешел по наследству к внуку Сергею.
Загадки старых фотографий
Больше чем за полвека хранения ни одна из пленок не испортилась. На каждой из них 36 кадров, а подсчитать точное количество снимков сложно — это цифра в районе двадцати тысяч.
— В середине двухтысячных у меня появились странички в социальных сетях, — говорит Сергей. — Там я стал публиковать снимки с собой. Просто фотографировал на телефон напечатанные еще дедом фото. Потом подумал, а почему бы не «сливать» туда же кадры города 60−80-х годов.
Неожиданно для Сергея фотографии стали набирать сотни откликов. Пользователи соцсетей вспоминали истории, связанные с городскими местами, и признавались в любви столице Осетии.
— Я намеренно не подписывал фото, мне хотелось, чтобы люди сами узнали эти места. Разгадывание ребуса иногда длится несколько дней. Самое приятное, что некоторые узнают себя на этих снимках. Пишут: «Вон я на балконе стою» или «Вот пацан бежит, что-то с собой тащит, это, кажется, я». Такие сообщения всегда трогают.
Со временем у Сергея появился сканер для фотопленки. Он мечтает оцифровать весь архив деда, а пока на компьютер перекочевала лишь четверть снимков. Все фотографии Федосеев-младший планирует выложить в открытом доступе.
— Горожане уже сейчас не узнают Владикавказ всего полувековой давности. С трудом это получается у людей в возрасте. А молодежь удивляется, что во Владикавказе было несколько прудов для купания, а в одном из парков стоял настоящий самолет Ту-124.
Многие фото Владикавказа 60-х годов ставят в тупик даже Сергея Федосеева.
— Активно я публикую снимки только в «Одноклассниках», но многие из дедовских фото давно живут своей жизнью. Их постят разные паблики. Авторские права? Да что вы! Мне не жалко делиться, только бы люди больше узнавали о своем городе.
Сергей рассчитывает на появление во Владикавказе музея фотографии — эта идея не первый год витает среди краеведов. Свое место там заняли бы не только раритетные снимки Федора Федосеева, но и около десятка его фотоаппаратов, некоторым из которых почти сто лет.
Валерий ТАЙСАЕВ
«Это Кавказ», 19.03.2019