Новые надежды Старого города
Цхинвал всегда отличался своей особенностью среди городов южного Кавказа. И не только связанной с его именем мистикой, но и своим архитектурным обликом. Городская крепость с жилым комплексом, церковью, цейхгаузами и подземными ходами, первой в Закавказье еврейской синагогой, мостом, которому более ста лет. Сейчас от былого архитектурно-исторического великолепия остался только Старый город – часть городских кварталов в северо-восточной части Цхинвала.
Считается, что город находился в тупике транспортных артерий. Действительно, для современного человека горные перевалы Южной Осетии – Рукский, Кадласанский, Зикарский, Магский – кажутся непреодолимым препятствием. Однако для людей прошлой эпохи всякая тропинка, где можно было поставить ногу, считалась приемлемой дорогой. Например, через перевалы Рукский и Магский проходил оживленный торговый путь, связывающий юг с севером Осетии, и, соответственно, Закавказье с Северным Кавказом и Россией.
При этом считалось, например, что у жителей сел Нарского ущелья Северной Осетии более удобное сообщение с Цхинвалом, чем с остальной североосетинской территорией. Более того, Южная Осетия и Центральная Осетия напрямую подчинялись российской администрации, находящейся в Тифлисе. Хотя сегодня такое представить очень сложно, но долгое время Нарская котловина, Заккинское ущелье административно были объединены с Южной Осетией.
Поэтому Цхинвал был оживленным торговым пунктом. Старый город был ядром формирования будущей столицы Южной Осетии. И происходило это в лучших традициях толерантности. Основу города составили национальные кварталы: «Осетинская слободка», «Еврейский квартал», улицы Армянская и Грузинская. Центром была небольшая площадь, расположенная перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы. До 40-х годов прошлого столетия именно национальные кварталы составляли основу правобережной части г. Цхинвал. На левобережной части, не менее населенной, такой национальной градации не было, и жители здесь жили смешанно.
«Осетинская слободка» представляла собой компактное поселение осетинского населения в Цхинвале и охватывала территорию улиц Осетинской (бывшая ул. К. Маркса), Энгельса, Сталина и с севера ограничивалась ул. Московской. Эта территория составляла северную и западную части города, дальше располагались только сады и огороды.
Отличие кварталов было не только в их национальном составе. Были различия и в архитектуре. Если, например, в «Еврейском квартале» преобладали здания в восточногрузинском стиле, с ажурными балкончиками, деревянными надстройками, то в «Осетинской слободке» строения были более европеизированы, преимущественно каменные, с деревянными верандами и каменными фронтонами. Примером такой архитектуры является одно из характерных зданий, расположенное по ул. Первомайской рядом с нынешним паспортным столом. Впрочем, присутствовал и барский размах, как, например, в домах осетинских богатеев Сави Парастаева и Тикуна Карсанова. Это здания нынешней республиканской прокуратуры, медицинского техникума и здание МВД. К сожалению, со временем их архитектурные изыски были нивелированы многочисленными ремонтами фасадов.
Впрочем, Цхинвал никогда не был захолустным местечком. Это был оживленный торговый пункт, где формировалась своя элита и ее амбиции неизбежно проявлялись и при строительстве частного жилья.
Газета «Кавказ» писала в 1887 году: «Цхинвали если чем и отличается от остальных населенных пунктов, то только своим размером; городок не очень большой и населенный. В остальных отношениях вы замечаете здесь то же, что и повсеместно. Масса небольших и скромных домов, среди которых Бог знает каким образом попадаются двух- и трехэтажные дома с претензиями на европейский вкус…».
Именно особый колорит, основанный на национальной пестроте городского населения и архитектурных контрастах, и составлял особенный, неповторимый облик Цхинвала.
Городское население старалось разнообразить свой досуг. Местом вечернего гуляния была улица (современная ул.13 Коммунаров), проходящая через Старый мост. В эпоху конного транспорта движение по мосту не было оживленным, а к вечеру прекращалось вообще. К закату солнца к мосту собирались дамы в нарядах, представители интеллигенции, гимназисты. Все совершали неспешный вечерний променад. Завязывались знакомства, люди обменивались новостями, скопившимися за день.
В 30-х годах на месте нынешней улицы Туганова был проложен бульвар, обсаженный липами. Сам бульвар посыпали битым кирпичом, установили скамейки. Здесь прогулки устраивали исключительно по воскресеньям.
В период главного городского религиозного праздника Згудерского Уастырджи в одноименной церкви, расположенной на восточном въезде в город, проходила служба. После этого горожане отдельными компаниями собирались на берегу реки Лиахва, где устраивались пирушки. В этот период в мае на левом берегу Лиахвы на обширной равнине, там, где сегодня располагаются городской стадион и парк, проходили ярмарки.
Говоря о значении Цхинвала в жизни осетинского народа, грузинский журналист И. Алхазишвили в своих заметках о Южной Осетии писал: «В настоящее время его можно считать столицей Осетии» (газ. «Дроеба», 1876, № 126). Занимая выгодное торговое положение, город Цхинвал стал как бы «деловым двором», посредником в торговле горной Осетии с городами Грузии Гори и Тифлисом. Как сообщала газета «Тифлисский листок» (№57 от 3 ноября 1901 г.), ежегодно через Цхинвал провозилось более 6 тыс. пудов сыра и около 10 тыс. пудов шерсти из осетинских селений, которые сплошным кольцом окружали местечко Цхинвал.
Постепенное вовлечение осетин в товарно-денежные отношения имело своим следствием то, что в Цхинвале формируется осетинская торговая буржуазия. Селившиеся в Цхинвале представители фамилии Абаевых, Хетагуровых, Джигкаевых, Слановых, Цховребовых, Тедеевых, Ханикаевых, Кочиевых, Келехсаевых, Тибиловых, Кулумбеговых, Чибировых, Дзассоховых, Джиоевых, Гаглоевых, Санакоевых, Гассиевых, Кокоевых, Галавановых, Кумаритовых и др. образуют кварталы, создают самостоятельные кладбища, сообща приобретают земельный участок для строительства осетинской церкви.
Каждая эпоха наносила свой мазок на общую картину архитектурного облика столицы Южной Осетии. Однако наибольший расцвет градостроительства пришелся на 30-40 годы прошлого века. Тогда Цхинвал стал развиваться и обустраиваться согласно генерального плана, прежде всего как административная столица. Дом Советов, Государственный театр, здания Государственного банка, городской поликлиники, гостиница, железнодорожный вокзал стали образцами сочетания классического стиля и модерна. Но внешний облик Цхинвала формировался не только зданиями и улицами.
Старожилы столицы Республики помнят, что в 40-х годах в городе шло активное озеленение. И дело не ограничивалось просто посадкой деревьев и кустарников. Применялись и совсем оригинальные решения. Например, на газоне перед Домом Советов, который плавно спускается к ул. М.Туганова, был устроен цветочный календарь. Каждое утро работники комбината благоустройства выкладывали цветами в горшках день недели. При этом цифры и буквы достигали высоты в несколько метров, и подъезжающие к Цхинвалу пассажиры с пригорка над городом могли узнать текущий день недели.
Территорию перед нынешним домом Правительства занимала самшитовая роща, перед Домом Советов выстроились редкие голубые ели, на улицах Цхинвала стояли платаны. Улица Сталина была засажена декоративным кустарником. Центр Цхинвала, где размещается комплекс административных зданий, оттеняли аллеи и рукотворные водопады. По всему городу были разбросаны фонтанчики с купидонами. В городских парках белели яркими алебастровыми пятнами пионеры с горнами и девушки с веслами. От той эпохи остались только каменные мальчики перед гостиницей «Ирыстон».
С каждым годом очарование старины Цхинвала размывалось новостройками и новоделом. Все попытки сохранить старую часть города пока не увенчались успехом. В настоящее время появилась группа энтузиастов, возглавляемая известным художником и реставратором С.Джанаевым, которая намерена предложить план восстановления Старого города (исторического района Цхинвала). Пока представлен эскиз участка города, расположенного вдоль набережной реки Лиахва. Сюда попали старый мост, храм Рождества Богородицы, дома старой постройки с резными балкончиками.
«Южная Осетия», 17.02.2014