Мосты нашей жизни
Мосты, пожалуй – одни из древнейших построек, подсказанных создавшей их природой: сваленные во время бурь и снегопадов деревья нависали над водными потоками, служили первобытному человеку и животным переправами. Уже потом для сокращения пути он сам стал валить деревья в нужном месте, сооружая первые мосты и перила из веток или веревок, лыка или лиан.
Сегодняшние мосты поражают воображение своими размерами и красотой. А на новых, построенных в последние годы автомобильных развязках (например, обход г. Беслан или у ст. Архонская) проезжие мосты сооружены над дорогами, чем значительно облегчилось движение автотранспорта.
У каждого моста – своя история, своя судьба. Есть, например, такие, которые приходилось вынужденно взрывать, как мост на реке Белой в окрестностях озера Бекан, построенный еще до революции. Его заминировали и взорвали советские воины в 1942 г., чтобы не дать им воспользоваться немецко-фашистским захватчикам. Он так и слывет «Взорванным мостом». Мосты разделяют судьбу народа. Переправу не оставляют врагу. А когда его изгоняют, их восстанавливают в первую очередь.
Больше всего бомб и снарядов падало всегда возле мостов. Так, старожилы рассказывали о бомбежке моста Ахсиндта, сооруженного через теснину каньона Ахсиндта в Дигорском ущелье.
Сколько всего мостов у нас в Северной Осетии? Пожалуй, на этот вопрос не ответит никто, впрочем, мало кто вспомнит и имена тех, кто их строил и когда.
В последние годы в республике сооружены десятки новых больших мостов через Терек в г. Владикавказе, в районе с. Карджина, на реконструированных автодорогах на Транскаме, в Дигории у с. Мацута, по дороге между Владикавказом и Алагиром… Большая часть из них – бетонные, автодорожные.
Отметим и мосты нашей республики, расположенные по высоте над уровнем моря: самый низкий – в районе г. Моздока и, пожалуй, самый высокий – на реке Закадон в районе с. Абайтикау или через реку Земагондон в Мамисонском ущелье.
Самыми старыми были мосты в г. Владикавказ и по Военно-Грузинской дороге. Так, одно из ранних упоминаний об их постройке на этой дороге содержится в Указе Екатерины II о сооружении церкви в крепости Владикавказ от 9.05.1785 г.: «Полезным признаем мы представление ваше (Потемкина Г.А. – К. П.) о приведении в прочность дороги, сделанной через Кавказские горы в столицу Карталинского царя, и о построении каменных мостов».
Правительство Терской области и военное ведомство уделяли большое внимание строительству мостов по Военно-Осетинской дороге.
В «Кавказском календаре» об экономическом и социальном развитии крепости Владикавказ (1852 г.) отмечается, что через Терек устроен на каменных устоях мост, у которого пролегает идущая из Екатеринограда Военно-Грузинская дорога. В постановлении постоянной комиссии по благоустройству улиц г. Владикавказ (1866 г.) в числе других мер отмечена необходимость устройства деревянных мостиков. В рапорте Владикавказского городского общественного управления начальнику Терской области (23.02.1871 г.) упоминается второй мост через Терек.
В документе «Сведения о денежных расходах на благоустройство г. Владикавказ в 1884 г.» сообщается о выделении 4906 руб. 05 коп. на устройство временных кладок (мостов) для проезда через реку Терек. Первые пешеходные кладки через нее в г. Владикавказе были выстроены в 1887 г. на собранные с жителей города деньги. В 1891 г. кладки были снесены водой при розливе Терека и вновь восстановлены в 1892 г. («Терские ведомости», 1892. 24.05. № 62).
Через воспетый поэтами Терек переброшены городские мосты, многим из которых уже перевалило за 100 лет. Так, в сообщении о пуске первого электрического трамвая в г. Владикавказ (6.06.1904 г.) отмечается, что в 1904 г. из депо вышел первый трамвай и пересек выстроенный для него мост. Заметим, что этот мост до сих пор служит горожанам как пешеходный и из-за своего более чем векового возраста нуждается в реконструкции.
Мосты, как и люди, старятся и существуют небесконечно. Более долговечны железобетонные. Железным или чугунным (как, например, Чугунный мост в г. Владикавказе) отпущено около 100 лет. Кстати, этот мост фигурирует в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Он был построен еще до революции 1917 г., а в 50-е годы ХХ в. вместо него возвели железобетонный. Вот только название так и осталось прежним.
Мосты в нашей республике встречаются разные: каменные, металлические, бетонные, висячие (их раньше строили обычно в районе гидроводпостов на реках). А в других регионах есть еще мосты понтонные, подъемные, разводные, сделанные из бамбука… И вряд ли все их возможно сосчитать, ведь только в г. Санкт-Петербурге их более пяти сотен!
А сколько мостов и мостков над малыми реками, мелкими речками, оврагами, ручьями и низинами! Известный журналист В.Песков в своей прекрасной книге «Отечество» в далеком уже 1972 г. писал: «Бревно через воду, скрипучий деревянный мосток и гулкий железный мост для того и существуют, чтобы люди не засиделись на берегу. Из всех человеческих построек мосты – самые поэтичные… Наверное, оттого, что стоят они над водой, оттого, что это средство перешагнуть препятствие, оттого, что мост – это часть дороги, а дорога, движение всегда волнуют и радуют. Наконец, мосты соединяют людей».
И, добавил бы я, животных. В окрестностях многих наших горных селений (Вакац, Тиб, Джимара, Саниба и др.) по мостам на пастбища уходят и приходят коровы и овцы, хорошо знающие свою дорогу и мостовые переправы через бурные и холодные ледниковые реки. Наслаждаясь ветерком от холодного потока, на них любят отдыхать в знойные летние дни коровы. Как на мосту за с. Чми через реку Суаргом, где собирается целое стадо, принадлежащее жителям села.
Служат мосты «переправой» и для труб газопроводов. Окрашенные в яркие желтые краски с ажурными конструкциями, они расположены в Алагирском ущелье.
О существовании былых мостов напоминают надписи на старых картах и фотографии в путеводителях. Это, например, Чертов мост, заложенный в первой половине ХIХ в., или построенный позднее мост через реку Суаргом с дуговидными навершиями-опорами. Южнее с. Тагардона на старых картах также отмечен Чертов мост, а по реке Урух у его выхода сквозь Скалистый хребет обозначен мост Яхшинта.
Многие мосты прежних десятилетий, отслужив свое, теперь обветшали или находятся в аварийном состоянии. Например, мост через реку Терек у г. Моздок (рядом с ним функционирует новый современный мост) или железный мост через Урух у бывшего поселка Дигорлес в Ирафском районе… Мосты стареют, повреждаются паводками (например, у села Унал) и лавинами, как, например, в Мамисонском ущелье через реку Гебетадон.
Жизнь постоянно вносит свои коррективы в решение этой проблемы. В республике обсуждается вариант строительства вантового моста через Зарамагское водохранилище для соединения Транскама и Мамисонского ущелья из-за аварийного состояния Зарамагского туннеля.
Все мосты, большие и маленькие, в два-три бревна (как, например, мост через реку Фастагдон возле Райской поляны в Дигории) с небольшим перильцем или висячий мост на Сапицкой будке одинаково дороги нам, потому что соединяют не только берега рек, но и людей…
К.ПОПОВ
«Северная Осетия», 05.06.2015