Каждый ковер – произведение искусства
Недавняя публикация («Портрет Коста для товарища Сталина») с рассказом о том, как трудящиеся Северной Осетии поздравили вождя Советского Союза с 70-летием, вызвала заметный читательский интерес. Раз так, наверное, есть резон рассказать об организации, которая изготовила необычный подарок.
Уже через год после полного освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков во Владикавказе в 1944 г. в артели «Осетинский трикотаж» открыли ковровое производство. Первоначально задействован был всего один станок. Однако через пять лет здесь работало уже 63 станка, а годовой выпуск ковровой продукции исчислялся цифрой в 1300 кв. м.
Но, самое главное, товар был востребован по всему СССР. География потребителей – Дальний Восток, Урал, Донбасс, Краснодарский край… Только в первом полугодии 1949 г. 120 ковров заказала у артели Читинская область.
Быстро достигнутая широкая популярность осетинских изделий заключалась в их эксклюзивности. Это были не просто ковры, а самые что ни на есть оригинальные произведения искусства. Первые из них были сделаны в Москве с помощью работников научно-исследовательского института худпрома РСФСР по образцам осетинского орнамента, собранного национальными художниками-классиками Махарбеком Тугановым и Аслангиреем Хоховым.
В дальнейшем эта линия на оригинальность получила развитие. К созданию коврового рисунка подходили очень тщательно. В особых случаях, как например, в случае с подарком Сталину и другим значимым «штучным» изделиям привлекались лучшие творческие силы республики. Хорошим организатором и требовательным руководителем проявил себя председатель артели «Осетинский трикотаж» Саханджери ГАЛОВ, который прошел большую партийную школу (был секретарем Горно-Алагирского райкома ВКП (б) и сумел вернуться в созидательную жизнь после того, как не избежал молоха репрессий в 1937 г.). Именно он создал боеспособный коллектив и атмосферу творческого поиска и взыскательности.
«У каждого станка – мастерица. Вместо красок и кистей в руках у них – крючки и разноцветные шерстяные нитки. Перед их глазами, словно ноты для музыканта, рисунок, который нужно перенести на ковер, – писала в 1949 г. газета «Социалистическая Осетия». – Рисунок весь испещрен линиями, пересекающими друг друга. Каждая линия – это нитка в будущем ковре. Правильно «прочитать» рисунок, увеличить его в несколько раз, для этого требуется мастерство, большой опыт».
Сегодня ковры, созданные в послевоенные годы артелью «Осетинский трикотаж», представляют большую, а, возможно, огромную историческую и коллекционную ценность. Об этом свидетельствует выставка «Ковер историй», проходящая в эту осень в Москве, во Всероссийском музее декоративного искусства, и вобравшая в себя сюжеты советского коврового творчества.
Руководитель проекта, заместитель директора по науке Андрей ШАПОВАЛОВ рассказал, что для экспозиции было отобрано 120 произведений: «Это 60 выдающихся ковров и 60 зарисовок, которые были сделаны художниками Института художественной промышленности. И вот вместе они дают полную картину, как менялось советское ковровое искусство».
Среди 60 шедевров, которые украшают уникальную выставку, есть и ковер артели «Осетинский трикотаж». Называется он «Цветущая Осетия». Автором его является ведущий художник-конструктор НИИХП, член Союза художников СССР Элеонора ДЕМЮР. Дата изготовления (исполнители Дорохова, Усенко, Переклад) – 1959 год.
Выставка «Ковер историй» первоначально должна была завершиться 9 октября. Однако ввиду огромного зрительского интереса ее продлили до 3 ноября. Можно успеть.
Игорь ДЗАНТИЕВ