Осетия Квайса



Как кадгаронцы Париж и всю Европу покоряли

Ольга РЕЗНИК

dancing_ossetinВо Владикавказе в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований хранятся ноты осетинской народной песни «Едем в Париж» в записи композитора Виктора Долидзе, а в Центральном Государственном архиве РСО-Алания в личном фонде профессора-лингвиста Бориса Алборова – воспоминания, записанные Дзадте Датриевым. По сути дела, они об одном и том же – о зарубежных гастролях Кадгаронского ансамбля песни и танца. Казалось бы, что в этом особенного? Гастролями, пусть даже зарубежными, сегодня по сути дела никого не удивишь. Удивительно в данном случае лишь одно: дата – 1897 год.

А дело было так. В том достопамятном 1897 году некий немецкий делец по фамилии Геринг, очарованный танцевальным, музыкальным и песенным искусством осетин, при содействии прославленного героя русско-турецкой войны 1877-78 годов, близкого друга Коста Хетагурова полковника Иналука Гайтова начал формировать в осетинском селе Кадгароне труппу для отправки ее с концертами по Западной Европе. Это событие записывавший воспоминания участников турне Дзадте Датриев изложил так: «На площадь в Кадгароне, где сейчас средняя школа, стали съезжаться со всех концов Осетии. Эта площадь, по рассказам очевидцев, превратилась в своего рода площадь олимпийских игр. Здесь, соревнуясь друг с другом, старались попасть в организуемый ансамбль. Более 20 дней Кадгарон был переполнен приезжими, каждый день с утра до вечера играла гармошка. Село превратилось в демонстрацию культурных и духовных сил осетинского народа».

Посмотреть многочисленным зрителям, по-видимому, и впрямь было на что. Ведь в ловкости, артистизме и музыкальности соревновались и стар, и млад, умудренные жизнью джигиты и 12-летние танцоры на носках. В результате отборочной комиссией, в состав которой вошли полковник Иналук Гайтов, немец Геринг и избранный руководителем ансамбля Темболат Черджиев, были отобраны 60 человек – самых талантливых, самых непревзойденных, самых умелых. В их числе значились даже целые семьи. Так, кадгаронец Увадзико Созиев отправился покорять Европу вместе с женой Гагуыта, сыном Александром и дочерьми Зиновией и Чабахан.

Европа рукоплескала диковинному ансамблю и его талантливым артистам, прибывшим с загадочного Кавказа. 30 дней в Лейпциге, 50 – в Берлине, 90 – в Париже, а также в Гамбурге, Дрездене и Копенгагене. По три-пять концертов каждый день. И так в течение полугода. Всюду ансамбль из Осетии пользовался неизменным успехом. У требовательной европейской публики появились даже свои любимые исполнители. Например, признанный лучшим джигитом непревзойденный Батраз Гутиев. Позже, в 1903 году, он был персонально приглашен во Францию, где имел триумфальный успех. С золотой медалью за высокое исполнительское мастерство вернулся Батраз Гутиев в родные пенаты. При этом он никогда не забывал, что своему успеху был обязан кадгаронскому ансамблю, сформированному в 1897 году.

Гастроли по Европе в конце ХIХ столетия стали для осетин настолько важным событием, что по этому поводу в народе была сложена и распевалась особая песня «Парижм? ц?у?м» («Едем в Париж»), записанная позднее композитором Виктором Долидзе.