Осетия Квайса



«Где бы ни выступал Владимир БАЛЛАЕВ, – везде он желанный гость»

Народный артист СССР Николай САЛАМОВ не только блистал на сцене Осетинского театра во Владикавказе, но и почти с самого начала своего театрального пути заявил о себе как рецензент и очеркист, который на протяжении многих лет писал в газету «Социалистическая Осетия».

Он оставил богатое наследие, став своеобразным летописцем театральной жизни республики. Особенно тепло и интересно рассказывал о своих коллегах по творческому цеху. Их Саламов хорошо знал, а потому эти публикации особенно ценны.

60 лет назад, в ноябре 1964-го вышло его эссе о ставшем еще в 1955-м народным артистом Северо-Осетинской АССР Владимире БАЛЛАЕВЕ, который был любимцем всей Осетии, проникновенным исполнителем национальных песен. Не зря его нередко называли «осетинским Бернесом».

«Баллаев был человеком из народа, именно благодаря таким людям живут искусство и традиции… Пусть Баллаев и не обладал особыми вокальными данными, но так задушевно осетинские народные песни не мог спеть никто…», – отмечал заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Северной Осетии.

Воспроизводим публикацию Саламова полностью. Она, несомненно, будет интересна всем любителям истории и почитателям таланта народного певца, большого артиста.

■ ■ ■

ОТ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ДО НАРОДНОГО

… Закончился спектакль в колхозном клубе. В зрительном зале «загудели» голоса: «Баллаева! Владимира Баллаева! Пусть он споет!»

А вот и последняя почта радио и телевидения. Несколько писем на имя Баллаева. И снова в эфире звучит голос актера: небольшой по диапазону, но задумчивый и лиричный. Звучит он не только по радио, но и на колхозных фермах и в полевых станах. Где бы ни выступал Владимир Баллаев, – везде он желанный гость.

А между тем актер поет так, «между дел». Основная работа актера – на сцене осетинского музыкально-драматического театра.

С песней он породнился с детства, будучи чабаном. С нею пришел в кружок художественной самодеятельности. В ту пору в Осетии ещё не было профессионального коллектива. Театр малых форм – так называлась первая самодеятельная театральная труппа, организованная при облисполкоме. Здесь он впервые встретился с будущими актерами Владимиром Тхапсаевым, Василисой Комаевой, Тамарой Кариаевой, Варварой Каргиновой.

Коллектив вел большую художественно-агитационную работу. Его репертуар был злободневным. Одноактные пьесы, которые ставились в театре, писались самими же участниками. Приходилось испытывать много трудностей: не было костюмов, декораций; все доставали и делали сами.

Декорации из одного селения в другое везли на лошадях или перетаскивали на себе. Но испытывали большую радость от того, что их везде тепло встречал народ. Их считали своими лучшими помощниками в укреплении молодой Советской республики. Пьесы разоблачали врагов колхозного строительства, расхитителей общественного добра, высмеивали кулачество, лодырей, рвачей и пьяниц.

– Но сознание нам все настойчивее и требовательнее подсказывало,– вспоминает Владимир Баллаев, – что недостаток знаний и отсутствие профессиональной школы мешают полному раскрытию способностей.

И Баллаев в числе самых одаренных участников самодеятельности едет на учебу в театральную студию при Московском художественном театре.

Дальнейший рост его продолжается в крепком, ищущим, дерзающим, талантливом коллективе осетинского драматического театра, коллективе, который умел по заслугам оценить успех, но не прощал промахов.

За 28 лет работы в театре им сыграно более 150 ролей, различных по своему характеру, темпераменту. Здесь и лирические, и комедийные, и роли героического плана.

Так из участника художественной самодеятельности В. Баллаев вырос в профессионального актера, народного артиста республики.

H.САЛАМОВ, народный артист Северо-Осетинской АССР

На фото – Владимир БАЛЛАЕВ, 1955 г. Российский этнографический музей