Фундаментальный труд по государственности Осетии
В издательстве «Ир» вышла книга известных ученых В.Д.ДЗИДЗОЕВА и А.К.ХАДИКОВА «Этапы национально-государственного строительства в Осетии и проблемы современной этнополитики». В монографии рассматриваются актуальные проблемы не только регионального значения, но и многие аспекты национальной политики Советского государства и современной России. Авторы подробно анализируют и характеризуют этапы становления государственности как в Северной Осетии, так и в Южной.
В.Дзидзоев и А.Хадиков всесторонне анализируют основу и специфику национально-государственного строительства осетин и других коренных народов Терской области после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В частности, речь идет о Горской АССР, просуществовавшей с 1921 по 1924 год, в которую входил осетинский народ. Несмотря на наличие большого количества работ по проблеме, этот пласт остается не до конца изученным.
Уверен, что интерес не только специалистов, но и широкой читательской аудитории вызовут материалы об автономии Северной Осетии. Созданная в 1924 г. автономная область заложила все политические и экономические предпосылки для того, чтобы в 1937 г. на политической карте СССР появилась Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
Авторы исследуют еще одну важную проблему – вскрывают главные причины неимоверных трудностей становления государственности Южной Осетии, страданий и геноцида ее народа со стороны Грузии в 1920, 1989–1992 и 2008 годах. Исследователи значительно расширили уникальными материалами существовавшую до сих пор документальную базу причин, характера, целей и последствий геноцида южных осетин летом 1920 г.
Те кровавые события представлены в произведениях осетинских писателей более зримо, чем в исторической литературе. Теперь этот пробел в историографии Южной Осетии в значительной степени устранен. Для этого, в частности, использованы дневники палача югоосетинского и абхазского народов, командира нацгвардии меньшевистской Грузии В.Джугели. Тогда были сожжены более 130 сел Южной Осетии и Цхинвали.
В 1922 г. в составе уже Грузинской Советской Социалистической Республики была создана Юго-Осетинская автономная область. Однако авторы приводят факты постепенного понижения ее правового положения с 50-х годов. Они точно сформулировали причины этого, сравнивая положение Юго-Осетии с положением других автономий.
Изучив конституции СССР 1977 г. и ГССР 1978 г., авторы книги обнаружили в них такие нюансы и «мелочи», которые позволяли руководству Грузии постепенно понижать правовой статус Южной Осетии. И чем дальше, тем больше: власти Грузии все чаще стали заявлять, что территория ГССР является исконной территорией исключительно грузинского народа, а осетинский и абхазский народы рассматривали как гостей на грузинской земле, как пришельцев. Поэтому делали все, чтобы ограничивать автономные права южных осетин и абхазов.
В книге подчеркивается, что при советской власти руководство Грузии вынуждено было оглядываться на Москву, откуда неоднократно звучали призывы соблюдать законные права автономий в составе ГССР, не искажать советскую национальную политику, федеративное устройство страны.
Однако после развала СССР грузинские националисты вовсе потеряли разум. Именно политика категорического игнорирования интересов осетинского народа привела к противоречиям, переросшим в этнополитическое противостояние между грузинским центром и Южной Осетией. По этому вопросу авторы труда собрали, проанализировали и ввели в научный оборот боль шое количество оригинальных материалов.
В книге много интересной и полезной научной информации по укреплению национальной государственности Северной Осетии в первой половине 90-х годов ХХ века, ее государственно-правовому оформлению и перспективам развития в контексте деятельности российского руководства на Северном Кавказе в постсоветский период. При этом авторы, анализируя ход формирования государственности Российской Федерации, ее состояние и тенденции развития, особо подчеркивают необходимость осуществления продуманной национальной и федеративной политики.
Всесторонне анализируются федеративное строительство России на современном этапе. Вполне правомерен вывод авторов о том, что наиболее оптимальным способом национально-государственного строительства при многообразии интересов субъектов федерации являются укрепление подлинно федеративных отношений, соблюдение принципов правового государства и демократии.
Большое внимание В.Дзидзоев и А.Хадиков уделяют модернизации форм федерализма. Они подчеркивают, что, начиная с 2000 года, в целях сохранения российской государственности приняты широкомасштабные меры по реформированию федеративных отношений. Они направлены на укрепление федерации, выстраивание вертикали власти, обеспечение единого правового пространства и конституционной законности всех уровней и ветвей власти. Авторы дают объективную оценку как массовой децентрализации государственной власти, так и ее жесткой централизации.
Актуальным и дискуссионным вплоть до недавнего времени был вопрос о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. К началу 90-х годов XX века 14 из 16 существовавших тогда автономных республик приняли декларации о государственном суверенитете в составе РФ, в том числе и Северная Осетия.
Вместе с тем, в книге делается акцент на том, что в Осетии никогда не было и нет политической почвы для выхода из состава России. Исследователи приводят конкретные примеры отсутствия сепаратистских настроений в Осетии. Убедительно звучит вывод о том, что основной причиной принятия Декларации о суверенитете стала демонстрация готовности многонационального народа республики защищать свою территориальную целостность, так как была реальная угроза ее развала.
Интересно и обсуждение проблем федерализма и демократии в современных условиях, а также политико-правовых реформ в контексте Конституции РФ 1993 г., определений понятий «глава региона», «глава субъекта», «президент» и других.
В монографии не обойден вопрос о войнах и конфликтах на территории Осетии в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, вскрываются их причины, цели, характер и последствия.
Специалисты дают высокую оценку монографии, хотя и отмечают ее отдельные уязвимые места, и я тоже. Например, было бы неплохо уделить больше внимания вопросу возникновения и распада Горской АССР. Книга значительно выиграла бы, если бы рассмотрела еще один актуальный вопрос – огромную финансовую и кадровую помощь Москвы народам Северного Кавказа в их политико-правовом, экономическом и культурном развитии в первые годы Советской власти. Авторы также могли бы значительно расширить круг наиболее важных политико-правовых реформ после принятия Конституции РФ 1993 г., которые осуществлялись в субъектах Северного Кавказа.
А.МАГОМЕТОВ, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАО, президент СОГУ
«Северная Осетия», 25.06.2015