Осетия Квайса



Вся Осетия глазами русских и зарубежных художников в проекте Людмилы Хмелевой

milaВ самый канун Нового года в Национальной научной библиотеке Северной Осетии вышло в свет справочное издание «Казбек в произведениях русских художников». В нем впервые предпринята попытка собрать воедино художественное наследие художников, побывавших на Кавказе в XIX-XX вв. и запечатлевших на своих полотнах величественный Казбек. Автором работы стала заведующая отделом искусств главной библиотеки республики, заслуженный работник культуры Северной Осетии Людмила Хмелева.

Справочник представляет безусловный интерес для краеведов, историков, искусствоведов, издателей, преподавателей, библиотекарей, а также для любителей истории родного края. В его основу легли монографии, публикации в периодических изданиях, каталоги музеев, а также обращение составителя в некоторые художественные музеи страны. Как скромно сообщила в предисловии автор, издание не претендует на полноту информации; работа по сбору и систематизации материала будет продолжена.

И в этом сомнения быть не может, потому как Людмила Хмелева уже много лет взяла на себя подвижнический труд по собиранию всего, что в русском и зарубежном искусстве связано с Осетией. Данный справочник увенчал ее проект «Осетия в произведениях русских и зарубежных художников», став пятым изданием серии. До этого Хмелева выпустила четыре сборника – «Осетины…», «Владикавказ…», «Ларс…» и «Дарьял…». Кстати, предыдущее ее исследование «Дарьял в произведениях русских и зарубежных художников было почти полностью опубликовано в последнем номере журнала «Квайса» и вызвало массу положительных откликов. Причем, не только в Осетии.

IMG_6070Следует сказать, что проект «Осетия в произведениях русских и зарубежных художников» – далеко не единственный вклад Людмилы Хмелевой в краеведение республики. Она автор таких сборников, уже сами названия которых говорят о диапазоне ее интереса к родной истории: «Российские императоры в Осетии», «Помним Беслан», «Коста и кино», «Кавказское братство (Хетагуров, Крымшамхалов, Ярошенко)». А вышедшая десять лет назад книга «Деятели русской культуры во Владикавказе» вообще стала в кругах интеллигенции настольной.

За какую бы тему ни бралась Людмила Хмелева, ею движет только одно большое чувство – одержимость. И она скрупулезно исследует тему. Так и в последней ее работе приведены не только репродукции картин и сведения о художниках, их написавших, но и большой фактический и даже поэтический материал. Он напоминает нам, что наименование одной из самых величественных гор Кавказа существует более двух столетий. Казбеком ее назвали русские. У грузин она известна под именем Мкинвари (Ледяная), в Осетии ее величали Урс-хох (Белая гора) и С?найы хох (Святая гора) или Чырыстийы цъупп – Вершина Христа. Об этом и строки блистательного осетинского поэта Ахсара Кодзати:

Был дух мой чист
Как снег горы Христа.

Такой же чистой и святой является многолетняя деятельность Людмилы Хмелевой, которая несет людям новые интересные знания о родном крае, вызывая законную гордость и желание продолжать славные традиции прошлого. Во всех ее изданиях есть единственный недостаток: они напечатаны мизерным тиражом, что делает их труднодоступными, но оттого не менее желанными.