Живое слово Батраза АЛДАТОВА
Поиски истины и теневая экономика, борьба с коррупцией, организованной преступностью, космическая философия и служение правосудию – всё это неразрывно связано в жизни и творчестве председателя Арбитражного суда Иркутской области, поэта-философа Батраза АЛДАТОВА. О том, что ждёт человека, который встал на путь духовного совершенствования, и какими нравственными качествами должен обладать судья, он рассказал Людмиле Бегагоиной.
– Вы приехали в Сибирь с Кавказа. Другого выбора не было?
– Я 14 лет возглавлял Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания. Когда второй срок работы в указанной должности заканчивался, решил участвовать в конкурсе на должность председателя Арбитражного суда Иркутской области. Мой выбор не случаен. Я внимательно изучил социально-экономическую обстановку в области, которая является донором. Экономика здесь бурно развивается. Само состояние экономического правосудия в субъекте РФ, как известно, является одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности. По структуре рассматриваемых арбитражным судом дел и средней нагрузке на судей можно определить экономическое состояние региона.
Сегодня для среднего российского обывателя (Иркутская область не исключение) типичны суждения: «всё плохо», «всё ухудшается», «раньше было лучше» и т.д. Но ум пытливый, ищущий, стремящийся за видимыми явлениями жизни общества усмотреть их незримые причины, направляет взоры на социальные явления сквозь призму двуединой системы координат – вертикально-горизонтального измерения. Вертикальное – это сравнение сегодняшнего состояния Иркутской области с тем, что происходило здесь 10–15 лет назад. А происходило то, что и во многих регионах России: хищническое первичное накопление капитала, криминализация многих сфер общественной жизни, неконтролируемый захват государственных активов, преступное поглощение слабых сильными и т.д. И всё это сопровождалось кровавыми криминальными разборками, зачастую с человеческими жертвами. Именно в этот период стал формироваться такой социальный кластер, как «бизнес-чиновничество». А теперь сравните это с современным экономическим состоянием и криминальной обстановкой в области.
Но есть ещё и горизонтальное измерение – сравнение различных аспектов жизнедеятельности Иркутской области с другими субъектами РФ. Мне представлялась возможность бывать в различных регионах России и бывших республиках СССР: в Риге, Вильнюсе, Минске, Грузии, Хабаровском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях, в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Ленинградской области, во всех северо-кавказских республиках. Поэтому мне есть с чем сравнивать. Ещё раз утверждаю, что Иркутская область – бурно развивающийся регион. Мне очень понравились губернатор Сергей Владимирович Ерощенко, руководители правительства области. Здесь профессионально, активно, живо работает исполнительная власть, открываются новые детские сады, школы, спортивные сооружения, должное внимание уделяется защите малообеспеченных групп населения. А сколько в Иркутске строительных площадок! Я пешком прошёл не только центр города, но и многие его окраины, посетил музеи, театры и считаю Иркутск очагом науки и культуры Восточной Сибири.
– Но после Кавказа сложно, наверное, привыкать – другой климат, другие традиции.
– Россия едина. Она прекрасна как раз тем, что здесь можно увидеть в действии великий космический закон единства многообразия. Сколько наций, этнопсихологий, религий, культур, менталитетов – в этом сила России, а не её слабость. А сибирский климат мне не противопоказан.
– В вашей биографии как-то всё не сочетается друг с другом: работали в милиции, увлекаетесь философией, пишете книги в стихах. Но где милиция и где философия?
– Моё увлечение философией началось в 1970-х годах, когда я учился в школе милиции. Путь познания философии начинался, естественно, с марксизма-ленинизма. Поскольку эта наука не давала ответов на многие из возникающих вопросов, я стал изучать античную, западную, восточную философию, Конфуция, Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Священные писания живых и «мёртвых» религий. Случайного не бывает ничего. Как сказано у Соломона, наши пути – пути Божьи. Конечно, когда работал в уголовном розыске, где ненормированный рабочий день, передо мной встала проблема: либо оставить службу, либо продолжить занятие философией. Оставив службу, получил бы другой вопрос: чем зарабатывать на жизнь? И выход был найден. Чтобы больше времени уделять вопросам своего внутреннего совершенствования, я должен научиться «мало» спать. И довёл свою потребность в сне до трёх-четырёх часов в сутки при необходимости.
– И как вы этого добились?
– Меня заинтересовало, почему многие древние мыслители занимались проблемами питания. Оказывается, питание – одно из главных условий для того, чтобы без насилия над своей природой значительно сократить потребность во сне.
Я тогда пересмотрел свой образ жизни, отказавшись в первую очередь от мясоедства. С 1994 года исключил употребление мяса и всех алкогольсодержащих напитков. В мой рацион допускается рыба (по графику). В сутки ем один раз. То есть моя обычная, повседневная жизнь, с точки зрения духовных норм христианства, может считаться постом.
Но изменения одного питания недостаточно. Необходимо выкорчевать в глубинах своего сердца ядоносные корни, из которых произрастают зломыслие, злословие, злодеяние. Не менее важны осознание сущности прелюбодеяния и испепеление его основ в сердечной почве. Существенным условием движения по стезе постижения духомудрия также является обретение доспехов праведности и возжение в сердце неугасимого пламени искания Истины!
– Вы где-то вычитали эту систему или сами придумали?
– Эти принципы изложены во многих духовно-философских учениях мира. В результате долгих поисков, долгих скитаний в просторах своей внутренней вселенной мне удалось услышать безмолвный глас моего внутреннего «Я» и определить для себя структуру и объём своих истинных телесных потребностей, индивидуально необходимых средств поддержания физической сущности.
– И далеко вы зашли по пути самосовершенствования?
– Во внешней жизни человека существуют различные социальные критерии, по которым человек и его окружение могут определить его рост. Например, местонахождение на определённой ступени служебной иерархической лестницы, наличие научных степеней и званий, успехи в бизнесе и прочее. Когда человек движется по стезе духовного совершенствования, тоже есть критерии, показывающие для него самого, что он чего-то достиг. И эти критерии – духовные способности, которые у него появляются. Такие способности невидимы для окружающих, но о них не принято говорить, тем более ими хвастать. Могу сказать, каждая такая способность – не просто дар, но и средство духоискания, духоразумения и ещё великая ответственность.
– Как способность предвидения после клинической смерти?
– Хочу подчеркнуть: способность предвещания, предвидения, предсказания – это первое, что приходит на стезе духосовершенства. Действительно, после клинической смерти у некоторых испытавших это состояние появляется некая способность предвидения. При этом нередки случаи, когда такие люди начинают из этого делать бизнес – гадание за плату. Способность быстро пропадает, затем начинается блеф, деньгоделание.
Конфуция как-то спросили ученики: «Учитель, у кого вы учитесь?» Он ответил: «Когда я начал заниматься постижением мудрости, я учился у мудрецов. Когда достиг определённого уровня в области мудрости, я стал учиться у глупцов. Когда же ступил на стезю совершенномудрия, стал учиться у Природы».
Умение читать Книгу Природы есть великий дар, который даётся не многим людям, в их числе – отдельные художники, творящие пером, кистью, резцом. Случайно ли Лермонтов в 1830 году в 16-летнем возрасте, за 78 лет до Февральской революции, написал: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт…»? Или вспомните роман «Бесы» Достоевского! Многое в этом плане можно познать, ознакомившись с Житием Святых.
– А у вас появился поэтический дар?
– Я не поэт. Я занимаюсь постижением Истины, а то, что постиг, излагаю в поэтической форме. В глубокой древности знания, философия, учения, духовная мудрость излагались именно так. В стихотворной форме изложены и многие Священные писания. При этом рифма не является главным определителем поэтичности текста. Ибо поэтическая проза тоже поэзия. Не могу не напомнить, что на Востоке в раннем средневековье даже медицинские рецепты имели стихотворную форму. Вообще, духовно-поэтическая вселенная имеет свои законы, свои нормы изложения мыслей, и характерным здесь является воплощение идеи «незавершённости мыслепостроений». В завершённости – смерть, в незавершённости – энергия, питающая расширение чаши сознания…
– А о чём ваши книги?
– В целом это синтез философии, духовной мудрости, знаний о космической эволюции человека, социальной материи. На мой взгляд, они позволят человеку, ищущему Истину, осознать, а точнее, вместить, что у всей планетарной духовной мудрости единый Источник. Источник, из которого проистекают идеи великих духовных учений. Для такого человека мной написан четырнадцатитомник «Дыханье Этики Живой», в котором 10 594 стихотворения (или мыслестроения).
– Вы считаете, что ваши книги – новое слово в философии? У вас есть ученики?
– Никакие произведения случайно не появляются. Каждое рождённое на земном плане творение кисти, пера и резца является живой сущностью, имеющей свою роль, своё предназначение в виткообразном эволюционно-инволюционном потоке социальной материи. Думаю, очень трудно принять умом, что не читатель находит книгу, а книга находит читателя. Есть люди, духовные способности которых позволяют им при входе в книжный магазин сразу направиться к нужной полке и взять нужную книгу. Речь идёт о таком явлении, как энергетическая ценность произведения.
Кстати, в книге «Голос безмолвия» я выделил отдельную главу «Штрихи к лире энергетической нравственности». Нет на планете ни одной «ненужной» книги. Какая бы она злодейская ни была, она рождена по воле Высших Сил. Даже если книга несёт в себе негативное, демоническое, она своим существованием порождает огромную созидательную, светоносную энергию, заключённую в формах новых учений, книг, духовно-нравственных постулатов, посвящённых отрицанию указанных демонических идей. То есть в творческом отрицании мракобесного – питательные силы духовно-эволюционного процесса. Ведь мы понимаем свет только потому, что есть тьма, а меру добра определяем, осознавая вредоносность зла.
Учеников у меня нет, я не готов к созданию школы своих последователей. Делаю то, что считаю для себя должным: провожу творческие встречи с интеллигенцией, студентами, учителями школ, преподавателями вузов, чиновниками, на которых знакомлю с плодами своих исканий. И знаю, что при определённых условиях искры этих плодов могут зажечь в сердце страждущего Искателя, Путника пламень желания постигать высшие духовные ценности. Здесь не могу особо не подчеркнуть: нет в духовном мире полутонов, промежуточных вех типа «полугреховное», «почти праведное»…
Путник должен знать: всё, что не служит Свету, служит тьме. И пусть не ухмыляются себялюбием в зловонных парах тщеславия те, кто облизывает куш неправедно нажитого, бросая крохи греходоходов на благотворительность. Невозможно творить благо грязной рукой, рукой, которая когтями меркантильности, жадности, мздоимства, распила государственных финансов разрушает твердыню Отечества российского! Такие «горе-меценаты» часто, живя под маской патриотизма, любят публично рассуждать о России, её величии, преуспевании. Но они не могут любить нашу родину по определению. Они любят своё крысиное, грехоёмкое благополучие в России!
– Но вас могут не понять, ваши взгляды чересчур необычны. Вас это не смущает?
– Всё Новое (хотя под небом нет ничего нового) утверждается непросто, но преодолевая огромные, плотные барьеры непонимания. Иммунитет старого мышления очень силён. Он отторгает всё непривычное, всё необычное, всё не укладывающееся в мелком сознании, стараясь это новое умертвить, обратить в себеподобие, либо, исказив до неузнаваемости, подчинить своим инволюционным интересам. Несмотря на это, Новое утверждается в жизни, изменяя, обогащая, просвещая эту Жизнь. Иначе бы человечество не выбралось из теснин животного инстинкта. Когда зажжена свеча, учил Иисус, она должна не находиться под сосудом, а освещать тьму.
Великий поэт-философ Коста Хетагуров в конце 19 века писал: «Я не пророк. В безлюдную пустыню/ я не бегу от клеветы и зла./Разрушить храм, попрать мою святыню/ Толпа при всём безумье не могла…». Коста сознавал свою миссию Светоносца и посвятил всю жизнь свечению среди густой тьмы.
Вообще непонимание, непринятие нового, отторжение необычного, непривычного – необходимые спутники процесса утверждения высших духовно-нравственных ценностей. Но величественный пламень этих ценностей загасить невозможно! И если из многих тысяч людей, прикоснувшихся к этому пламени, хотя бы у единиц воспламенится в сердце огонь искания Истины, Высшей Правды, это великая победа сил Света.
– Я купила одну из ваших книг – сатирический роман в стихах «В казематах толпы». Главный её герой – губернатор Шмурдов, который «вольно парит над правом». Это, наверное, персонаж из тех времён, когда вы занимались оперативной работой? Вам приходилось вживую встречаться со шмурдовцами?
– Мне довелось участвовать в создании одного из первых в стране подразделений по борьбе с организованной преступностью. Оно появилось в Осетии задолго до формирования аналогичных региональных управлений. В 1990-х годах я работал в Главном управлении МВД России по борьбе с оргпреступностью и исследовал вопросы коррупции в высших эшелонах власти. Изучал состояние теневой экономики в регионах, механизмы создания теневого капитала, его первичного, вторичного распределения, системы подкупа государственных контролирующих органов.
Именно в то время в стране стал формироваться класс бизнес-чиновничества. Появились прототипы шмурдовцев – людей, которые приходят во власть не для того, чтобы служить народу, а чтобы решать проблемы своего бизнеса, обеспечив его защиту, используя властные полномочия. Такие вот шмурдовцы и создавали рынки государственных должностей, государственных услуг, а это важнейшие составляющие криминализированной модели общественной жизни. Ведь известно, что теневыми государственными услугами, товарами в этот период стали и возбуждение уголовного дела, и проведение незаконного обыска, и судебные решения, и арест, и обеспечительные меры. Всё это, как товар, имело рыночную цену, продавалось и покупалось. Поэтому персонажи поэмы «В казематах толпы» не выдумка.
– Какой вы находите свою новую команду, коллектив Арбитражного суда Иркутской области? И какие первоочередные задачи наметили?
– Прежде всего, хочу отметить высокий уровень профессионализма и судей, и работников аппарата суда. С первого дня работы здесь мне задавали тревожный вопрос, сколько людей я с собой привезу. Подобный вопрос я даже не понимаю. В этом суде очень высокий кадровый потенциал. Кстати, Иркутская область в целом является кадровым донором России. Ведь немало выходцев отсюда занимают высокие государственные должности в высших органах федеральной власти. Качество правосудия в этом суде высокое. Значительная часть показателей суда выше, чем среднеокружные и среднероссийские аналогичные показатели.
Но есть вопросы, которые необходимо решить, чтобы повысить уровень прозрачности правосудия и справедливости кадровой политики. Сейчас готовятся положения «О наставничестве», «О конкурсе на звание «Лучший судья года», «Лучший председатель судебного состава», «Лучший помощник судьи», «Лучший специалист суда», «Лучший руководитель структурного подразделения аппарата суда». Кроме этого готовится специальный локальный акт, которым будет установлена балльная система критериев оценки уровня профессионализма работника аппарата.
Зачем это нужно? Как известно, поступающий на работу в суд мечтает стать судьёй. Судья – это высшая ступень в иерархии юридической профессии. Но все, естественно, судьями стать не могут, ибо их количество ограничено штатным расписанием. Поэтому готовящийся локальный акт позволит выявлять лучших из лучших. Хотя в конкурсе на замещение должности судьи может принимать участие каждый желающий, имеющий соответствующие формальные признаки, указанные в ФЗ «О статусе судей».
– А какие качества вы считаете самыми главными для судьи?
– Обычно главными критериями считают образование и профессионализм. Но высокопрофессиональный безнравственный судья потенциально может быть носителем зла, ибо он, если пленён меркантильными интересами, может принимать внешне законные, но по сути несправедливые судебные акты. Поэтому считаю, что судья должен быть ещё и высоконравственным. Не случайно Кодекс судейской этики устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения как при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия, так и во внесудебной деятельности.
– Требования у вас, я вижу, высокие, а об условиях труда вы тоже позаботились?
– Один из самых насущных и важных вопросов – строительство нового здания Арбитражного суда Иркутской области. Это будет очень красивое здание в 10-12 этажей. ВАС РФ подтвердил выделение средств на проектно-изыскательские работы. По поручению губернатора области Сергея Владимировича Ерощенко выделен участок земли в престижном районе Иркутска для строительства здания суда. Надеюсь, оно украсит городской ландшафт.
Пользуясь случаем, считаю целесообразным в этой беседе напомнить о недопустимости вмешательства правоохранительных и иных государственных органов, их должностных лиц в деятельность по отправлению правосудия. На нашем сайте размещено объявление о том, что Федеральным законом №166 от 02.07.2013 г. внесены изменения в различные законы, в том числе в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которыми предусматривается публикация всех непроцессуальных обращений. Что мы и делаем. Кстати, наш сайт содержит всю необходимую информацию о суде, о судьях, о различных вопросах отправления правосудия. В суде функционирует система электронного распределения дел, получения жалоб в круглосуточном режиме.
– Много жалуются?
– Жалоб много, но все они процессуальные. Несколько человек пришли и ко мне на приём с подобными жалобами. Я каждому по 15–20 минут разъяснял, цитируя закон, что председатель Арбитражного суда субъекта РФ не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность судьи при рассмотрении им конкретных дел, влиять на вынесение им судебных актов.
Считаю важным для суда на нынешнем этапе осуществлять целенаправленную работу по утверждению в общественном сознании самого факта существования экономического правосудия. До сих пор в сознании многих участников экономических отношений существует убеждение, что возникающие в бизнесе проблемы можно разрешать, обращаясь к высокопоставленным должностным лицам исполнительной, законодательной властей области и России. Но это – заблуждение.
Руководители компаний должны чётко сознавать, что гражданско-правовые споры не могут решаться вне правового пространства, а также понимать суть правовой, судебной защиты бизнеса. Мы в коллективе определились: будем часто встречаться с представителями СМИ, проводить брифинги, дни открытых дверей, публично комментировать важные, на наш взгляд, законы и подзаконные акты, регулирующие различные аспекты экономической деятельности.
Благодарю за предоставленную возможность выступить перед вашими читателями!
Биографическая справка
Батраз Константинович АЛДАТОВ родился в городе Орджоникидзе Северо-Осетинской автономной республики 17 января 1954 года. После окончания средней школы в Орджоникидзе служил в Германии в войсках противовоздушной обороны.
Демобилизовавшись в 1974 году, поступил на службу в органы внутренних дел. По линии МВД окончил с отличием три учебных заведения: в 1977 году Владимирскую спецшколу МВД СССР, в 1983 году Ленинградское Высшее политическое училище МВД СССР и в 1994 году Академию МВД РФ. Во время учёбы в Ленинградском ВПУ МВД СССР дважды принимал участие в межвузовских конкурсах научных работ города Ленинграда по специальностям «Философия» и «История государства и права развивающихся стран» и получил дипломы первой степени.
Работал на различных должностях в оперативных службах, пройдя путь от оперуполномоченного до руководителя управления уголовного розыска республики.
В 1994 году был назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ. В 1999 году ушёл в отставку в звании полковника милиции. С 1999 по 2013 год председатель Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
С 21 октября 2013 года указом президента РФ назначен председателем Арбитражного суда Иркутской области.
В период работы в органах внутренних дел имел около сорока поощрений, в том числе от министров внутренних дел СССР, Белорусской ССР, СО АССР за раскрытие особо тяжких преступлений, изобличение опасных преступных групп. Награждён медалями «За безупречную службу» 1, 2 и 3 степеней. Неоднократно поощрён руководством Высшего арбитражного суда РФ, в 2010 году указом президента России присвоено почётное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».
Является автором книг, написанных в жанре духовно-философской лирики: «Живое слово» (1997), «Голос Безмолвия» в двух томах (1998), «Путями Духомудрия» (1999), «Дыханье Этики Живой» в четырнадцати томах (1999-2003), «В казематах толпы» (2008), «Космическая философия» (2010). В настоящее время московским издательством готовится к выходу новая книга «В храм с Жемчугом Духомудрия».
Женат, имеет троих взрослых детей. Жена – учитель химии в средней школе города Владикавказ, дети учатся в вузах города Москвы.
Людмила БЕГАГОИНА
Еженедельник «Конкурент» (Иркутск), 18.11.2013