Осетия Квайса



Вероника ДЖИОЕВА: «Мой голос обладает магнетизмом»

Солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и Большого театра Вероника Джиоева стала победительницей конкурса оперных исполнителей «Большая опера», организованного телеканалом «Культура». Вероника набрала наибольшее количество баллов среди участников проекта и стала безоговорочным лидером вокального марафона, который продолжался около двух месяцев.

По словам члена жюри конкурса Дмитрия Вдовина, Джиоева продемонстрировала наиболее разностороннее и профессиональное владение оперным и сценическим мастерством, а также богатый и сильный репертуар. Главный приз — сольный концерт артистки на телеканале «Культура», который состоится в будущем году. Несмотря на множество заманчивых предложений от ведущих оркестров и театров России и мира, Вероника продолжает сотрудничество с новосибирским оперным театром. После того, как стало известно о победе, Вероника ДЖИОЕВА ответила на вопросы корреспондента «КС» Анны ОГОРОДНИКОВОЙ и ее коллег.

— Вероника, как вы решили принять участие в проекте «Большая опера»?

— На конкурс попала случайно: после записи со Спиваковым шла по «Мосфильму» и узнала о существовании проекта «Большая опера». Я сразу заинтересовалась, хотя многие меня отговаривали. Когда я обратилась к организаторам конкурса, меня приняли без предварительного прослушивания, но сначала предложили участие в качестве специального гостя. Но я решила участвовать в соревновании — восемь выходов в эфир лучше, чем один. Тем более что запись программы велась по понедельникам, а в Большом театре, где как раз в это время я готовила партию Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» под руководством Дмитрия Чернякова, на это время приходится выходной. Я успела сделать и то, и другое, и горжусь этим.

— Какие впечатления остались от телевизионного конкурса?

— Когда я собралась участвовать в этом проекте, мой муж Алим Шахмаметьев, руководитель Камерного оркестра Новосибирской филармонии и мой менеджер, отговаривал меня от этой затеи. Тем не менее участие в большом телевизионном шоу очень полезно для продвижения, для пиара, поэтому я приняла решение участвовать. Телевидение делает свое дело — теперь столько людей меня узнают, что даже забавно. Мне очень понравилось жюри, Тамара Ильинична Синявская говорила мне: «Вероника, надо быть скромнее». Это удивительная певица, прекрасный человек и артист. У нее удивительная энергетика и голос такой, словно тебя обливают растопленным белым шоколадом. Елену Васильевну Образцову тоже очень люблю. В целом участие в проекте не было для меня испытанием — я просто пришла и спела, там не было достойных соперников, а присутствие отдельных участников настолько меня раздражало, что я хотела уйти, но все же осталась. Некоторые сравнивали меня с орлицей среди бройлерных куриц. Но были и интересные участники: Сергей Плюснин, Александр Миминошвили, Евгений Кунгуров — яркие артисты, которым есть что сказать, с некоторыми из них у нас запланированы совместные проекты.

— Вы были уверены в победе?

— Да, уверена. Многим не нравится моя уверенность, но это все, что у меня есть — голос, талант и вера в свои силы. У меня нет мощной поддержки или спонсора, я всего добилась сама. Во время проекта меня даже пытались назвать капризной, но несправедливость раздражает, так же как и sms-голосование — я занимаюсь элитарным искусством, о котором должны судить компетентные люди. Были и чисто технические сложности, например, можно было прийти на «Мосфильм» в два часа дня и начать работу только около часа ночи. Очень мало репетировали, в студии приходилось петь, стоя спиной к дирижеру, да и звук на канале «Культура» не очень хороший. Однако такой проект все равно нужен, он имеет значение.

— Помогло ли образование?

— Безусловно, у меня были прекрасные педагоги. Я родилась в Южной Осетии, закончила Владикавказское училище искусств по классу вокала у Нелли Ильиничны Хестановой. Это прекрасная училищная база, которая позволила мне легко поступить в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию, где моим педагогом стала Тамара Дмитриевна Новиченко. Мне не приходилось, как сегодняшним молодым, бегать от одного педагога к другому. Тамара Дмитриевна всегда верила в меня и говорила: «Ты не такая, как все». Это и придало мне уверенности.

— Какие новые предложения поступили после победы в «Большой опере»?

— Предложений поступило много — я не ожидала, что будет такой ажиотаж. Меня пригласили Бэлза, Спиваков, Мариинский театр. Была приглашена на вручение премии «Кумир» у Башмета, где присутствовали все звезды нашего театра: Ардова, Ступка, Маковецкий, Хотиненко. Они говорили, что ощущение от моего пения такое, будто я с небес спустилась. Не знаю, может быть, они просто давно в опере не были.

— Вы уже продумали программу своего сольного концерта?

— Сольный концерт буду готовить основательно, хочу тщательно отобрать программу, партнеров, оркестр, дирижера, костюмы — чтобы все было на уровне. Важен дуэт с хорошими певцами, подумываю о возможности пригласить кого-то из новосибирского театра. Обязательно исполню свои любимые арии: Русалки из оперы Дворжака, Леоноры из «Силы Судьбы», Елизаветы из «Дона Карлоса» Верди. И конечно, любимого Моцарта — арию Фьордилиджи из оперы «Так поступают все».

— Расскажите о ближайших творческих планах.

— Мой график полностью расписан до 2014 года. Сейчас работаю над «Иолантой», которая будет поставлена на сцене Королевского театра «Реал» Теодором Курентзисом, это два месяца репетиций. В феврале 2012 года исполню партию Донны Эльвиры в опере «Дон Жуан» на сцене Большого театра, потом Лиу из «Турандот». Впереди Гамбургская опера, «Реквием» Бриттена, и еще много всего. В 2013 году будет работа в Хьюстонском театре и «Метрополитен Опера». Сегодня ситуация такова, что мы вынуждены делать карьеру на Западе. Хочу быть брендовой певицей, иметь возможность выбора во всем, я не понимаю слова «подожди». Многие лукавят, когда говорят, что слава их не интересует. Я люблю славу, внимание, люблю примерять костюмы, делать прически и позировать фотографам. Я могу петь все, у меня умный голос и чутье к стилям, я слушаю очень много музыки, архивных записей.

— Сохраните ли вы в своем графике достаточно места и времени для работы в новосибирском театре оперы и балета?

— Новосибирскому театру я даю свое расписание первому, потом уже Мариинскому и Большому. Если я пою в этом театре, значит, мне здесь комфортно, меня любят, создают условия. Здесь, в Новосибирске, буду делать партию Ярославны в опере «Князь Игорь». Я увидела спектакль и была поражена — великолепная русская опера, мощная, гениальная музыка, интересная постановка, исполнители такие, что могли бы петь на лучших сценах мира. Из российских театров пока только Большой и Мариинский безоговорочно принимаются как бренд, несмотря на то что и в них бывают слабые солисты и спектакли. Моя мечта — немного разукрасить этот спектакль и показать его на лучших площадках мира. Хочется, чтобы новосибирский оперный театр был признан, чтобы его хорошо знали за рубежом.

— Как складываются отношения с руководством театра?

— Спасибо новосибирскому театру оперы и балета — меня отпускают, мне доверяют, и я оправдываю доверие. Поверив в меня в 2000 году, Борис Михайлович еще раз доказал, что у него есть особое чутье. В свое время Теодор Курентзис услышал меня на конкурсе в Афинах и целый год уговаривал приехать в Сибирь. Я согласилась, и в результате смогла за десять лет спеть двадцать главных партий. Благодаря этой колоссальной возможности теперь я могу в любом театре претендовать только на партии первого плана. Обязательно буду работать здесь — мне нравится, чтобы все было организовано четко, серьезно и в соответствии с контрактом. Хотя сама я иногда нарушаю условия.

— Вы споете на премьере «Фауста»?

— Партия Маргариты в «Фаусте» — это то, о чем я мечтаю, чем наслаждаюсь на репетициях. Я серьезно готовлюсь к этой роли, прослушала много исполнений, но пока идеала не нашла. Буду очень стараться найти возможность спеть на премьере в конце сезона. По-моему, это будет просто потрясающий спектакль. Мне очень понравился Игорь Селин, это удивительно талантливый режиссер с богатой фантазией, очень по-человечески теплый, эмоциональный. И еще я очень люблю и ценю новосибирскую публику, здесь прекрасно принимают, у меня есть настоящие поклонники. Наверное, здесь, в холодной Сибири, я грею зрителей своим кавказским теплом.

 «Континент Сибирь», 20.12.2011