Осетия Квайса



Счастливая цифра 13

// Осетинский художник Игорь ТОГУЗАЕВ стал лауреатом творческого фестиваля в Каннах

Недавно в Каннах (Франция) завершился фестиваль современного искусства, в котором принимали участие художники из разных стран мира. Одно из призовых мест по его итогам было присуждено нашему земляку Игорю Тогузаеву, живущему и работающему сегодня в Бельгии. Это имя хорошо знакомо читателям «СО», героем публикаций которой Игорь становился уже не раз. И, конечно, бельгийское осетинское землячество тоже не преминуло поздравить его с очередной, столь престижной и значимой творческой победой.

– Игорь, расскажи, пожалуйста, подробнее: как ты попал на фестиваль в Каннах?

– После того, как в этом году я победил еще на одном французском фестивале, в Лионе, и обо мне вышла статья в популярном журнале «Univers des Arts» («Мир искусства»), со мной связались организаторы фестиваля в Каннах и пригласили принять участие. Кстати, на днях еду в Лион получать золотую медаль за ту победу. У них все хорошо продумано: заканчивается фестиваль – вручают призы и дипломы, а церемонию награждения медалями проводят только через полгода, чтобы еще раз, красиво и резонансно, напомнить всем о существовании этого фестиваля.

 А в Каннах я получил второй приз. Хотя, что интересно, сами коллеги-художники, участники фестиваля, признали меня лучшим. Фестивальный оргкомитет состоял из числа авторитетных европейских художников, искусствоведов и представителей властей города: среди них были, например, мэр Канн Бернар Брошан и внучка великого Пикассо Марина Пикассо.

– Тебя позиционировали на фестивале как представителя Бельгии, России или Осетии?

 – Мои работы были в основном на осетинскую тему. А первое внимание коллег я привлек к себе тем, что участвовал в фестивале под номером 13. Его никто не хотел за собой закреплять: может быть, потому, что творческие люди – народ несколько суеверный. Потом я шутил, что нейтрализовал магическую силу этой цифры, выставив на фестивале 13 работ.

– В последнее время, общаясь с западноевропейскими художниками и галеристами, слышишь мнение, что в Европе наблюдается некий спад общего творческого уровня художников. Ты много выставляешься в странах Евросоюза – на твой взгляд, справедлива ли такая точка зрения? И как, в сравнении с европейскими тенденциями, ты бы оценил сегодняшний уровень осетинской школы изобразительного искусства?

– Европа была и остается мировым законодателем и локомотивом изобразительного искусства. Именно здесь зарождались все его новые ключевые направления и стили. Были и определенные периоды относительных спадов. Это, думаю, нормально.

 Сегодня можно войти в Интернет – и без всяких проблем совершить «виртуальную экскурсию» по любому крупному музею мира. Искусство стало более доступным, и пробовать себя в изобразительном творчестве тоже начинает все больше людей. Даже те, кто явно не имеет за плечами никакой базы и школы – таковых тоже немало. Без сомнения, есть и очень талантливые художники.

 А осетинской школе изобразительного искусства мне сложно давать оценку и не быть при этом пристрастным – так как я сам ее воспитанник. Но одно точно: уровень у нее очень высокий.

– Мне известно, что к твоим творческим успехам односельчане из местечка Офлонс, где живете вы с супругой, относятся всегда очень тепло. Как тебя встречали на этот раз?

– Так как мы задержались в Каннах дольше запланированного, сюрприза не получилось. Во французской прессе вышла статья, посвященная мне, так что все соседи и знакомые были уже в курсе. Мы приехали домой поздно ночью, а когда утром выглянули на улицу, даже ахнули от неожиданности: мой автомобиль, припаркованный у дома, был весь обвешан воздушными шариками золотого цвета. Было очень приятно и трогательно… А теперь соседи готовятся устроить праздник в мою честь, так что придется «обмывать» победу.

– И, наконец, вопрос о творческих планах на ближайшую перспективу…

– Это, как я уже сказал, поездка в Лион. И участие еще в одной выставке в Каннах. А в следующем году вновь непременно приму участие в Днях осетинской культуры в Европе, проведение которых в Бельгии уже становится традиционным. И значение этого мероприятия в том, что касается популяризации искусства Осетии за пределами Кавказа и России, трудно переоценить…

Радион ПУХАЕВ, председатель Бельгийской ассоциации осетин «Renaissance Sandidzan»
«Северная Осетия», 16.11.2012