Осетия Квайса



Лев НУЖДИН: «Анатолий ДЗИВАЕВ мастерски раскрывает личные черты Сталина»

Известный российский писатель Лев Нуждин, подробно анализируя недавно прошедший на Первом канале телесериал «Жуков», выделил игру в нем популярного актера театра и кино, заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Северной Осетии Анатолия ДЗИВАЕВА, который исполнил роль Сталина.

«В сюжетном полотне телесериала «Жуков» вторая ключевая фигура после главного героя маршала Г.К. Жукова, безусловно, Сталин. И даже тогда, когда по хронологии сюжетного развития Сталин исчезает, он все равно незримо присутствует в событиях, о которых рассказывается в фильме, – не без оснований полагает Л.Нуждин. – Образ Сталина, созданный сценарием, актерским воплощением и кинематографической режиссурой очень своеобразен. Я не могу согласиться с тем, что его делают немощным, больным, постоянно пьющим старцем. Во-первых, это совершенно не отвечает действительности, а, во-вторых, это уже ставший банальным, истасканный и давно ни кого, ни в чем не убеждающий, прием. Роль Сталина в фильме исполняет Анатолий Дзиваев.

Ему приходится работать трудно. С одной стороны на него давят идеологический и режиссерский прессинг, с другой есть умный сценарий и талантливо написанные диалоги, рассчитанные на интеллектуального зрителя, умеющего читать, слышать и видеть между строк. Актер справляется с этой задачей. И как бы сейчас не отвергалась и не высмеивалась школа Станиславского, как бы ремесленники и подмастерье от кино не шумели о том, что Станиславский со своей теорией вообще чужд кинематографу, актер успешно решает и сверхзадачу».

Писатель, рецензируя сериал, напоминает, что нельзя ставить знак тождества между документальным и художественным кино, у каждого из жанров своя специфика. Поэтому при оценке представленной на суд зрителя работы надо помнить и понимать, что мы имеем дело с художественным произведением, где и сценаристы, и авторы диалогов, и кинематографисты имеют право на домыслы, художественные версии, они могут, даже больше того должны, в чем-то не совпадать с некоторыми реальностями. В то же время есть границы и у творческого полета применительно к содержанию. Многое здесь зависит не только от сценариста и режиссера, но и от исполнителей ключевых ролей».

«Создаваемый образ не должен быть исковеркан авторскими фантазиями и не соответствовать исторической правде, – пишет в рецензии писатель. – К сожалению, сейчас в мире доминирует именно это направление голливудского кино, почему кино и перестает быть искусством.

У меня сложилось впечатление, что актер Анатолий Дзиваев мастерски раскрывает личные черты Сталина. В созданном им образе Сталина за его хитростью, коварством, волеподавляющей жесткостью, видны мудрость, интеллект, прозорливость».

Лев Нуждин рассуждает о сложной и полной интриг внутриполитической обстановке в последние годы жизни Сталина, когда за его спиной в советском государстве развернулась незримая борьба за право стать наследником вождя. Именно так и следовало подходить к трактовке роли вождя народов.

«Оценивая через призму той политической обстановки образ Сталина, который вместе с авторами кинодраматургического материала создал Анатолий Дзиваев, можно с уверенностью сказать: он сделал это очень емко, умно и содержательно», – заключает российский писатель.