Коснулась я цветка…
// В Норильске состоялся единственный концерт оперной звезды с мировым именем Вероники ДЖИОЕВОЙ
Недавно певица победила в конкурсе «Большая опера» телеканала «Культура». И в те дни, когда она появлялась на экране, норильские любители оперы мгновенно созванивались: «Наша Вероника поет!» Мы полюбили ее два года назад, когда она приезжала петь в нашем оперном фестивале имени Л.В.Карташовой. Выступала она и на Дне города с оркестром, которым руководил ее муж — замечательный дирижер Алим Шахмаметьев.
Вероника Джиоева, обладающая удивительным сопрано, поющая на самых прославленных сценах, приехала к нам с превосходной камерной программой. Наверное, директор колледжа искусств Елена Истратова сделала все возможное и даже невозможное, чтобы обеспечить такой редкий подарок норильчанам к 45-летию творческого учреждения.
Вероника унесла нас в мир романсов любимых русских композиторов. «То было раннею весной» Чайковского, «Здесь хорошо» Рахманинова, «На холмах Грузии» Римского-Корсакова, «Коснулась я цветка» Кюи… Прозвучали в концерте и знаменитая ария Земфиры из оперы «Алеко», ариозо Иоланты, колыбельная Клары из оперы Гершвина «Порги и Бесс». Кажется, так часто мы слышали эти классические произведения, но Вероника Джиоева одарила нас своим волшебным проникновением в благородный, полный гармонии мир.
Пик программы — вокальный цикл композитора Марка Минкова на стихи Федерико Гарсиа Лорки «Плач гитары». Этот цикл был создан для ее знаменитого педагога — заслуженной артистки России, профессора Санкт-Петербургской консерватории Тамары Новиченко, а затем передан автором Веронике Джиоевой. Наша гостья, исполнив три произведения — «Масличная равнина», «Танец и смерть», «Кармен», заворожила зал. Это были неповторимые мгновения прикосновений к тайнам жизни, любви и смерти. Веронике за ее божественный талант и открытость дано передать – как «пляшут шесть цыганок в белом…», как «танцует в Севилье Кармен»…
Успех уникального концерта обеспечили и наши концертмейстеры — Юлия Елизарова, Денис Григорьев и Жанна Прокофьева. Прима высоко оценила их вклад. На репетиции практически не было времени, музыканты сумели почувствовать друг друга и создать неповторимое действо.
После сложнейшего концерта Вероника Джиоева вновь вышла к публике и одарила вниманием каждого, кто стремился к общению. Искренняя улыбка, добрые объятия во время фотосъемок. Расспросили Веронику Джиоеву и мы — о ближайших планах, о семье, о Норильске…
– Творческий год у меня расписан наперед, — говорит Вероника Джиоева. — В сентябре пою в Гамбургской опере, в октябре — Мадридский королевский театр, потом Франция, Монте–Карло… А в России будет постановка Юрия Петровича Любимова в Большом театре. Он ставит оперу «Князь Игорь». Первое, что сказал: «Буду делать, если Джиоева споет Ярославну». Он договорился с Мадридским театром, так что буду между двумя оперными театрами ездить… А в декабре, на юбилее композитора Родиона Щедрина, буду петь написанную им для меня боярыню Морозову в хоровой опере.
— Столько работы, а как же семья?
– Я себе уже не принадлежу. Муж на гастролях, сын Роман в Осетии, с бабушкой и дедушкой. Занимается спортом, ему уже 16 лет. Он прекрасно относится к музыке. Если я долго на постановках, он ко мне приезжает.
— Наверно, теперь нескоро вас услышим в Норильске…
– Я обожаю Норильск и норильчан. Сама удивляюсь, как мне удается к вам приезжать. Спасибо огромное Елене Истратовой, она все делает для того, чтобы я спела у вас. Артист всегда возвращается туда, где ему хорошо, где его ждут и любят. И здесь мне ничто не мешает петь, хотя другие исполнители, бывает, жалуются на сухость, погоду. Наверно, это любовь и понимание публики творят чудеса.
— Мы вас точно своей любовью охраняем. Во время телеконкурса «Большая опера», кажется, весь музыкальный Норильск за вас болел! Интересно, пересекаются ли ваши пути с оперными солистами, с которыми вы уже пели у нас на фестивалях?
– В Большом театре услышала голос Эдуарда Мартынюка, он как раз репетировал. Но хватило времени только по-дружески обняться. Темп жизни такой — все время спешишь…
— Интересно, кого из оперных исполнителей-мужчин вы сегодня особенно выделяете? С кем вам приятнее всего петь?
– Обожаю Алексея Маркова. Это превосходный баритон из Мариинского театра, он поет на всех ведущих сценах.
— А какая самая большая ваша мечта?
– Чтобы голос всегда звучал, чтобы была востребована — иначе я не смогу жить.
— Самый большой комплимент, который вы слышали?
– Наверно, от великой Джоан Сазерленд. Она мне сказала: «…у тебя необычной красоты голос, и Господь дал все, чтобы стать оперной звездой».
— Интересно, кто шьет для вас концертные платья?
– Их я сама покупаю, чтобы не мялись в поездках. К вам приехала сейчас из Ульяновска, с огромного международного фестиваля, где было много известных музыкантов. Я как раз закрывала этот фестиваль.
— Публика в восторге от вашего исполнения «Плача гитары»…
– Композитор Марк Минков написал этот цикл для моего педагога Тамары Дмитриевны Новиченко, это у нее учились Анна Нетребко и много мировых звезд. Очень часто его исполняю с оркестром. Но весь цикл пока не пела, там шесть произведений, я выбрала самые красивые.
— А что бы еще хотели спеть?
– Конечно, Тоску! (в одноименной опере «Тоска» Дж. Пуччини. — Авт.)
— А кто сегодня самый знаменитый педагог для вокалистов?
– Под Веной живет пожилая женщина-грузинка, к сожалению, сейчас не вспомню ее имени, вот к ней съезжаются на мастер–классы все звезды. Только у стариков сегодня можно научиться настоящему пению. И, конечно, надо иметь свои плюсы — красивый тембр, музыкальность, волю, не бояться сцены.
— Оставьте, пожалуйста, автограф для наших читателей, пожелайте что-нибудь важное.
– Видите, пишу: «Читателям «Заполярной правды» — с любовью!» Что может быть важнее!
— А мы вам желаем поскорее к нам приехать. И не одной. А с тем самым звездным баритоном Алексеем Марковым!
– А я и не против! Каких только чудес не бывает! Особенно в Норильске!
Беседовала Ирина ДАНИЛЕНКО,
«Заполярная правда», 3.04.2012