Осетия Квайса



Театральный скандал при бездействии полиции

Без малого полтора века назад театр являлся центром культурной жизни города на Тереке. И, что интересно, немалой популярностью пользовались оперетты, на которые в охотку шел зритель.

Вот и 140 лет назад, 26 октября 1884 г., театр Владикавказа был практически полон. Шла оперетта Жана Оффенбаха на русском языке «Птички певчие» (в оригинале «Перикола»). Но уже в начале спектакля случилось непредвиденное.

«С первого же появления на сцене г-жи Антоновой публика услышала в первых рядах кресел непривычный шум, грубые переговоры и сдержанные свистки», – писали через несколько дней «Терские ведомости».

Но это были цветочки. Когда артистка начала петь известный романс Периколы, послышались уже громкие свистки и шиканье, поддержанные и из некоторых других мест зала. Публика, недоумевая, стала громко протестовать… оглушительными аплодисментами и скандированием: «Перестаньте шикать!» Но «шикальщики» не унимались.

В результате такой обструкции актриса полностью потеряла самообладание, упала на пол в истерических рыданиях и лишилась чувств. После этого занавес быстро опустился и спектакль быль прерван почти на полчаса.

Такой поворот событий главное издание Терской области назвало «скандалом, подобного которому не было еще во Владикавказе со времени существования театра».

Публика недоумевала, чем было вызвано грубое оскорбление г-жи Антоновой. Во время вынужденной паузы выяснилось, что травля была устроена несколькими подкутившими лицами из мести к г-же Антоновой, за то, что она отказалась от участия на ужине, устроенном этими невоспитанными и наглыми господами накануне спектакля.

Часть публики, особенно дамы, боясь дальнейших скандалов, поспешила скорее уехать из театра, тем более, что виновники беспорядка, оставаясь безнаказанно в зале, продолжали вести себя крайне неприлично.

Зато оставшиеся зрители в пику хулиганам после возобновления спектакля при новом появлении г-жи Антоновой на сцене встречала ее полной поддержкой в виде дружных и благодарных за стойкость рукоплесканий.

Комментируя случившееся, газета «Терские ведомости», редакцию которой уже на следующий день возмущенные театралы Владикавказа закидали гневными письмами, отмечала:

«Оскорбление нанесено не только безвинной артистке, но и большинству публики. Все удивляются при этом полному бездействию полиции, бывающей в театре с единственною целью прекращать и даже предупреждать беспорядки. И это неприятие мер и безнаказанность нарушения порядка многих теперь даже начинает пугать и удерживать от посещения театра во избежание дальнейших неприятностей и скандалов».

…Что касается актрисы Антоновой, то она быстро пришла в себя после скандала и триумфально выступила в своем бенефисе на премьере оперетты Лекока «Скороспелки», «встреченная шумными и дружными аплодисментами публики». А по окончании представления ей были поданы из партера два венка, а с галерки брошено множество букетов и, кроме того, она была засыпана сверху массой разноцветных карточек с надписью «Привет А.Н. Антоновой».

Театральный критик отмечал также, что театр был совершенно полон, бенефициантку вызывали на сцену под несмолкаемые аплодисменты раз 15, а по выходе из театра толпа поклонников встретила ее бенгальскими огнями и проводила до самой квартиры.

И все же развязка всей этой истории получилась безрадостной. В конце ноября 1884 г. г-жа Антонова внезапно уехала из Владикавказа в Петербург. Из Таганрога она уведомила антрепренера, что едет в город на Неве посоветоваться с докторами по поводу своей «горловой болезни». Однако эта версия не всем показалась убедительной.

«Кажется, что главной причиной отъезда г-жи Антоновой были те постоянные тревоги и неприятности, которые артистка испытывала в последнее время и за кулисами – от театральных распорядителей, и на сцене – от постоянного ожидания нового скандал и оскорбления», – заключили «Терские ведомости».

Игорь ДЗАНТИЕВ