Осетия Квайса



Так начиналось восхождение

65 лет назад, 5 сентября 1960 г., в газете «Известия» вышла публикация «Первая балерина республики гор». Эта рецензия на творчество совсем молодой балерины Светланы АДЫРХАЕВОЙ открыла стране и миру новый яркий талант в классическом хореографическом искусстве.

Выданные авансы оправдались сполна. Впоследствии Светлана Дзантемировна стала легендой Большого театра и народной артисткой СССР (1984). Кроме нее этого звания в Осетии удостаивались только артисты театра и кино Владимир ТХАПСАЕВ (1960) и Николай САЛАМОВ (1984), дирижер Вероника ДУДАРОВА (1977).

ПЕРВАЯ БАЛЕРИНА РЕСПУБЛИКИ ГОР

Весть о том, что в Осетию приехали педагоги из Ленинграда, чтобы набрать учеников в хореографическое училище, быстро долетела до селения Хумалаг.

— Хочу быть балериной, отвези меня в город, — не давала покоя матери маленькая Светлана Адырхаева. Ее поддержала бабушка, и девочка поехала в Орджоникидзе.

Во время отбора Светлана очень робела. Ни одного русского слова она не понимала, и матери пришлось быть переводчицей. После проверки музыкальности и чувства ритма Светлана по ласковой улыбке педагогов А.П. Базаевой и В.П. Мей поняла, что ее включают в число «счастливчиков».

В Ленинградской «академии танца», как называют это старейшее в мире хореографическое училище на улице Росси, началась новая жизнь двадцати пяти мальчиков и девочек из Осетии, обучающихся искусству классического танца.

На первых порах изучение «азбуки» хореографии маленьким осетинам приходилось сочетать с изучением русского алфавита. Дети гор никогда не видели театральных спектаклей — ведь большинство из них никуда не выезжало из родных аулов. Трудно приходилось им. Но Светлана и ее друзья все же учились хорошо, не отставали от своих русских товарищей.

В старших классах педагогом Светланы была Е.В. Ширипина. Ученица прославленного профессора женского танца Агриппины Вагановой, она воспитала в юной осетинской балерине чувство красоты широких, плавных и гармонических движений, стремление к сценической выразительности, чтобы танцем рассказывать то, что выразил композитор в музыке.

На торжественном выпускном спектакле Светлане Адырхаевой поручили труднейшую партию Одетты во втором акте «Лебединого озера». Девушка с честью выдержала этот экзамен.

В то время в Челябинске открывался оперно-балетный театр. И весь выпуск хореографического училища составил основное ядро его труппы. Здесь в семнадцать лет Светлана Адырхаева исполнила партию Одетты-Одилии. Спектакль прошел с большим успехом, Светлану хвалили и рецензенты и друзья, но в душе девушка чувствовала, что она сможет и должна танцевать эту партию гораздо лучше.

Начались месяцы упорных занятий, поисков. От спектакля к спектаклю во всем богатстве раскрывалась перед ней глубина этой жемчужины классической хореографии.

В театрах на периферии балерины не сидят без дела. Одну за другой танцевала Светлана ведущие партии в нескольких балетах. Зрители полюбили ее кокетливую Китри в «Дон Кихоте», аплодировали ее полным драматизма танцам в партии Заремы в «Бахчисарайском фонтане».

Через год Светлана Адырхаева стала одной из ведущих танцовщиц Одесского театра оперы и балета. Здесь ее репертуар пополнился еще несколькими партиями в новых балетах.

На концертах Декады осетинского искусства и литературы в Кремлевском театре мы увидели Светлану Адырхаеву в нескольких фрагментах из классического и осетинского национального балета. Стройная, сценически обаятельная, она словно создана для танцев. Молодая балерина (ей всего 22 года) отлично владеет техникой классического танца: у нее легкий прыжок, уверенное вращение, точные остановки.

У артистки большой диапазон. С блеском она исполнила знаменитые 32 фуэтте и па-де-де из «Лебединого озера», была нежна и женственна в адажио из осетинского балета «Хетаг» Д.Хаханова, проявила большой вкус и такт в исполнении таких шедевров хореографии, как полный драматизма танец «Умирающего лебедя» Сен-Санса и трепетной Жизели в сюите из одноименного балета Адана.

Успех Светланы Адырхаевой на концерте заслуженно делили ее партнеры Г.Гиоев, А.Кузнецов, В.Азиев, Ю.Кулов, А.Псхациев, а также постановщик танцев главный балетмейстер Сергей Корень.

Москвичи встретили молодую балерину из республики гор очень тепло. Ее танцы получили высокую оценку зрителей и мастеров советской хореографии.

Мих. ДОЛГОПОЛОВ