Осетия Квайса



Таймураз ЛАЗАРОВ: «Лучшего учителя, чем хорошая сатира, нет»

1Б-1 лазаровСегодня свой профессиональный праздник отметят мастера театральной сцены. Отметит его и народный артист Северной Осетии, заслуженный артист Южной Осетии, декан агрономического факультета Горского государственного аграрного университета (ГГАУ), художественный руководитель молодежной студии «Амыран» Таймураз ЛАЗАРОВ. Театральный занавес на спектаклях возглавляемого им коллектива поднимается вот уже тринадцать лет. И все это время интерес к «Амырану» не только не ослабевает, а постоянно растет. Так зритель голосует за творческую состоятельность, за подлинно национальный колорит, которым изобилуют юмор и сатира, отражающие нашу действительность.

«Амыран», хотя и молодой театр, но уже с солидной биографией успехов. Он – неоднократный лауреат и дипломант республиканских фестивалей «Студенческая весна Алании» (1998-2007), «Молодость Осетии» (2000-2006), Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна-1999». Вклад коллектива в реализацию государственной молодежной политики, в сохранение самобытности и духовности народов в России, в укрепление культурных связей между Севером и Югом Осетии неоспорим.

В канун международного Дня театра корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Залина ПЛИЕВА встретилась с художественным руководителем театра-студии «Амыран» Таймуразом ЛАЗАРОВЫМ.

– Вы и агроном, актер, режиссер. Как удается совмещать все это?

– Приходится! Когда я окончил агрономический факультет, поступил в аспирантуру, то параллельно работал в ДК ГГАУ. Я, как и многие студенты, хотел, чтоб эти годы прошли интересно. Поэтому всегда принимал активное участие в различных вузовских и республиканских конкурсах. Видя мой энтузиазм, руководство университета предложило мне возглавить Дом культуры и  создать молодежный комитет. А на тот момент – 1993 год в республике вообще никаких молодежных организаций практически не было.

– Чем конкретно вы занимались?

– Прежде всего, контролировали учебный процесс, научную деятельность, вели общественную работу. Тогда в нашей стране – только-только строящейся России –  были не лучшие времена, и мы старались поддерживать своих младших товарищей, помочь их воспитанию. Лучшего учителя, чем хорошая сатира, нет. И мы перенесли ее на сцену. На наши спектакли стали ходить не только студенты, но и горожане. Вот таким образом мы переросли в  театр-студию, оформились как коллектив.

– Кто, помимо вас, стоял у истоков создания «Амырана»?

IMG_6683–  Аслан Басиев, Дзамболат Сидаков, Руслан Бароев, Виктория Булацева, Артур Хадиков – те, кто участвовал в самых первых постановках. Но они и сегодня играют и параллельно преподают в Горском ГАУ.

– Почему коллективу было дано именно такое название?

– Амыран – герой осетинской мифологии. Если провести аналогию, то он является тем же, кем для древних греков Прометей, принесший людям огонь. А мы с помощью наших постановок тоже несем свет, помогаем людям «открыть» глазам на многое в нашей жизни. И заставляем смеяться – над собой, и над современными пороками. Даже, когда сердцу не до веселья.

Но, надо обязательно сказать, что название было придумано еще до нас известным режиссером, народным артистом России Геором Хугаевым. Его труппа базировалась в нашем университете. А мы просто подхватили эстафету. Хугаев был первым, кто вводил в свой коллектив не только профессиональных актеров, но и студентов. Мне самому посчастливилось поработать у него несколько лет. За три года многому научился как режиссер.

– С кем, кроме Геора Хугаева, вы познавали азы театрального искусства?

– Мне выпала честь работать с такими мастерами сцены как Исак Гогичев, Земфира Галазова, Дзамболат Царгасов, Светлана Медоева, которые работали в тогдашнем «Амыране». На мой взгляд, человек обязательно должен заниматься чем-то для души.

– Этот тезис, на ваш взгляд, применим и в наше нелегкое время? Разве можно сегодня не задумываться о заработке?

– Я вовсе не призываю к этому. Честно, своим трудом зарабатывать на жизнь – это аксиома для порядочного человека. Но только материальными соображениями тоже жить нельзя. К примеру, мы свою работу начинали на чистом энтузиазме.  Сегодня, уже имея статус государственного, коллектив получает официальную поддержку. Благодаря этому мы имеем возможность финансировать свои постановки: покупать и заказывать костюмы, декорации. Если раньше мы из дома приносили различные старые вещи, то сейчас стараемся более тщательно подходить к этим вопросам. Также можем позволить себе пригласить педагогов по вокалу, актерскому мастерству, хореографии, чтоб наши постановки были более профессиональными.

– Ни у ребят, ни у вас самого театрального образования нет. И в то же время вам присвоены почетные звания. Было ли для вас это неожиданным?

IMG_6690– Заслуженным артистом Южной Осетии я стал в 2004 году – это моя первая награда, и я ею очень горжусь. А присвоили звание за то, что театр «Амыран» был первым коллективом после долгих лет войны, который  еще в 1996 году провел серию представлений в тогда еще ни кем не признанной республике. Мы выступали в трудных условиях, без света, но никто не обращал на эти препятствия внимания. Все понимали, как важно внести в унылую жизнь искру задора и смеха, которые действительно лечат. Тогда молодежный комитет РЮО возглавлял Серго Плиев. Никогда не забуду день, когда грузинские власти специально отключили свет, чтоб сорвать наши представления. Но если осетинские ребята чего-то захотят, их никто и ничто не остановит. И вот мы поставили движок, привезли топливо, но электросети не выдерживали той нагрузки, и нам пришлось держать рубильник руками три часа, пока концерт не завершился. Думаю, мы свою задачу выполнили и принесли толику радости и веселья в разбитые сердца.

– Когда вы в последний раз были в Южной Осетии? Или жителям республики сейчас до смеха?

– В последний раз ездили в 2008 году после августовской войны. Но не в качестве артистов. «Амырановцы» приняли активное участие в восстановительных работах. Помогали разгребать завалы, работали там, где просили помочь.

Конечно, сейчас на осетинском юге не лучшие времена, но я верю, что мы будем едины, а, значит, непобедимы. Все в наших руках, надо только иметь огромное желание. Можно поднять и культуру, и образование, и сельское хозяйство.

– Кстати, каково сегодняшнее положение аграрной отрасли в Северной Осетии?

– Намекаете на отставание? А я не согласен, что сельское хозяйство нашей республики в упадке. На мой взгляд, такой упрощенный подход уже устарел. У нас много преуспевающих хозяйств.

– Например?

– В Хаталдоне есть молочно-товарная ферма, в Кировском районе мы имеем свиноферму, в Моздокском. Практически в каждом районе есть какое-то хозяйство, оснащенное новейшей технологией.

– Тем не менее, на наших рынках мы наблюдаем не местный товар, а «соседский».

– Да, нам приходится завозить некоторые сорта фруктов из Кабардино-Балкарии, но это в основном из частного сектора. Плодоводство – единственная отрасль, которая пока слабо развита в республике. Но этот вопрос стоит на повестке дня в нашем вузе. У нас заложен большой научно-производственный плодопитомник, и в прошлом году он уже дал несколько сотен тысяч саженцев. Думаю, в ближайшие пять лет и эта проблема будет в целом решена. Более того, осетинская земля – это одна из самых плодородных почв России. Но нас губит лень. Мы не хотим трудиться, привыкли получать все  в готовом виде. Что часто «амырановцы» на сцене и высмеивают.

– А что входит в репертуар театра-студии «Амыран»?

–  Мы отражаем жизнь современной Осетии – все ее плюсы и минусы. Сценки у нас разнообразные: в кабинете у чиновника, на базаре, в университете, на концерте…

Наши номера в большей степени синтезированные, где сочетаются и хореография, и вокал, и разговорная речь. У нас огромное количество интермедий, скетчей, шуток, пантомим, музыкальных и танцевальных композиций – «Фыджын или Гамбургер?», «Поле чудес», «Самолет. Рейс Ногир-Квайса», «Международный Симд», «Дигорская репка», «Золотая вобла», «Хор чысанских казаков» и другие, которые являются произведениями собственного сочинения.

"Амыран" предлагает зрителям слетать из Ногира в Квайсу. И эта интермедия может стать провидческой.

"Амыран" предлагает зрителям слетать из Ногира в Квайсу. И эта интермедия может стать провидческой.

– Вы часто пародируете звезд осетинской эстрады. «Звезды» не обижаются? А конкретных чиновников не пробовали?

– Многие осетинские артисты сами приглашают ребят на свои концерты, поэтому все нормально. К тому же, пародия ведь добрая бывает.

Что касается второго вопроса, то наши госслужащие так часто меняются, что народ их не запоминает. А пародируют обычно известных, узнаваемых личностей.

– Гоголевская «Женитьба» – ваше единственное классическое произведение?

–  Пока да. Она была поставлена к 10-летию нашего театра Русланом Цагараевым. Именно тогда я впервые попробовал себя в роли переводчика.

– Удивительное произошло совпадение: именно после этого спектакля женитьба произошла и в вашей собственной жизни…

– Наверняка название спектакля меня заворожило, а то бы до сих пор холостяком сидел (смеется).

Финальная сцена "Женитьбы" - спектакля, подвигшего Т.Лазарова на решительный шаг в собственной жизни.

Финальная сцена "Женитьбы" - спектакля, подвигшего Т.Лазарова на решительный шаг в собственной жизни.

– Удается ли при вашей занятости уделять время семье?

– К сожалению, не всегда, только в праздничные дни могу провести больше времени дома, а так я все время либо в университете, либо в студии.

– Вы часто гастролируете по республике. Где собирается больше людей – в сельских клубах или в городских концертных залах?

– У «Амырана» со зрителем никогда не было проблем. Залы всегда заполнены до отказа.

– Это из-за недорогих билетов?

Сценка об уроке осетинского языка.

Сценка об уроке осетинского языка.

– Нет, конечно. Просто в районных ДК помещения небольшие и, соответственно, зрителей бывает много меньше, чем во Владикавказе. Но для меня это не главный показатель. На футбол еще больше людей ходит.

– Почему вы одни и те же программы «крутите» несколько раз подряд? Неужели нечего ставить?

– В первую очередь, из-за многочисленных просьб зрителей. А вообще, лучше повторить хорошее произведение, чем в погоне за количеством штамповать низкопробные постановки.

– Кто может претендовать на место в театре «Амыран»? В вашем коллективе часто меняется состав?

– Претендовать могут все желающие. Никаких ограничений. Сейчас у нас в труппе более 60-ти человек. Каждый сентябрь студия обновляется. Приходят к нам многие, но не всем под силу наша нагрузка, и поэтому те, кто не готов к этому, быстро уходят.

– Готовите ли вы сейчас что-то новое для любителей посмеяться?

– Мы всегда в поисках интересных тем. Как только таковые найдутся, зрители непременно о них узнают и увидят.

– Тогда в День театра остается вам пожелать удачных творческих находок!

"Амыран" достойно представляет искусство Осетии на Кавказе.

"Амыран" достойно представляет искусство Осетии на Кавказе.