Осетия Квайса



Столица горячо аплодировала осетинским артистам

// 45 лет назад, 30 июня 1968 года, в Москве спектаклем «Кориолан» триумфально завершились гастроли Северо-Осетинского драматического театра

Тогда, в начале брежневской эры, никто не предполагал, что в постсоветское время Осетинский театр получит звание академического и будет носить имя великого Тхапсаева. Народный артист СССР Владимир Тхапсаев еще сам был на сцене. В ходе гастролей, длившихся три недели (сегодня такое невозможно представить!), на Центральном телевидении прошла передача, посвященная его творчеству, а газета «Советская культура» опубликовала интервью с выдающимся артистом.

Пример небывалого успеха Тхапсаева на театральной сцене потянул к вершинам сценического мастерства его коллег. В эти годы засверкали имена многих осетинских артистов, а сам национальный театр переживал период расцвета. Во многом это обеспечивала глубокая режиссура Георгия Хугаева, который не только тщательно подходил к подбору репертуара, но и старался создать в коллективе атмосферу настоящей творческой одержимости.

Для Георгия Доментьевича Шекспир был особой страстью. Он вообще считал его «кавказским» драматургом, который много лучше других передавал жизненный накал страстей.

«Я как режиссер – один из неисправимых поклонников Шекспира, – писал в своих воспоминаниях Г.Хугаев. – Во многом его мироощущение и эстетика близки нам своей страстной защитой Человека в человеке и столь же страстным отрицанием его антипода. Люди Шекспира сильны и могучи, дурное в них нас поражает, но не вызывает презрения. Они величественны, творя зло…»

Хугаев поставил пять спектаклей Шекспира в Осетинском театре. Первым был «Макбет» (1963), а «Кориолан» (1968) стал второй его шекспировской постановкой и приурочен к поездке в Москву.

Столичные гастроли завершались погожим воскресным вечером в Малом театре Союза ССР именно премьерой «Кориолана» – пьесы, которая считается одной из самых сложных для сценического воплощения. Не удержалась даже знаменитая Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры СССР, которая похвалила осетин за творческую смелость.

«Под гром аплодисментов плывет занавес в конце последнего акта, а на сцену поднимаются представители театральной общественности столицы: народные артисты СССР М.И.Царев и В.В.Белокуров, народные артисты РСФСР, главный режиссер Пушкинского театра в Москве Б.И.Равенских и Л.А.Пашкова, народный артист Белорусской ССР, заслуженный деятель искусств РСФСР и Северо-Осетинской АССР И.М.Раевский. В руках у них – букеты цветов», – писала 45 лет назад «Социалистическая Осетия».

Михаил Царев, который тогда был еще и председателем правления Всероссийского театрального общества, сердечно поздравил коллектив Северо-Осетинского драматического театра с успешным показов спектаклей в Москве.

«Все смогли убедиться, как творчески сильно вырос ваш театр, – сказал с родной сцены великий ее мастер, обращаясь к коллективу из Северной Осетии. – Мы радуемся его успеху, как должен радоваться каждый, кому дорого наше советское многонациональное искусство. От души желаю вам еще более целеустремленно нести народу, утверждать наши гуманные ценности».

Много добрых слов было сказано и о «Кориолане». Народный артист России Юрий Катин-Ярцев, многие из актеров Осетинского театра ранее были его учениками в училище им. Щукина при театре Вахтангова отметил значительный рост их мастерства. В частности, он был очень доволен своими питомцами, ставшими ведущими артистами театра – Федором Каллаговым и Маирбеком Икаевым,тем, как они сыграли свои непростые шекспировские роли.

А ректор училища Щукина, народный артист СССР Борис Захава высоко отозвался об игре в «Кориолане» Заиры Тхапсаевой и выделил очень верное и тонкое решение спектакля в целом.

Главный режиссер Северо-Осетинского драматического театра Георгий Хугаев, носивший тогда скромное звание заслуженного деятеля искусств Северной Осетии был тронут столь теплым приемом и высокой оценкой коллег, составлявших цвет отечественного театра (в зале было не счесть не только известных актеров, но и театроведов, театральных критиков).

«То, что сцена одного из прославленных театров страны предоставлена была осетинским актерам – это большая честь не только для коллектива, но и для всей республики, для всего осетинского народа», – сказал в ответном слове Г.Хугаев.

Осетия встречает своих любимцев. Владикавказ, 4 июля 1968 г.

Гастроли Осетинского театра удостоили своего личного внимания многие из высоких должностных лиц. На заключительном спектакле присутствовали министр культуры РСФСР Н.А.Кузнецов, первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Б.Е.Кабалоев, а в другие дни – генерал армии, дважды Герой Совесткого Союза И.А.Плиев, первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС Т.К.Мальбахов, первый секретарь Юго-Осетинского обкома партии Г.Н.Джусоев, Лауреат Ленинской премии Д.Такоев.

Впоследствии Георгий Доментьевич не раз вспоминал об этих удивительно удачных выступлениях театра в Москве, написав в воспоминаниях, что успех гастролей 1968 года «был полным!» Но главный подарок, который он после них получил, была поездка в Англию, на родину Шекспира в Страфорд-на-Эйвоне…

Не остались в стороне от наград и артисты Осетинского театра. Еще в ходе гастролей были подписаны указы Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР о присвоении звания народного артиста Северной Осетии Бимболату ВАТАЕВУ и звания заслуженного деятеля искусств республики Маирбеку ЦИХИЕВУ. А 4 июля на вокзале Владикавказа весь коллектив был удостоен торжественной встречи и новой порции аплодисментов.

Игорь ДЗАНТИЕВ