Сослан ЦАЛЛАГОВ: «По ценности памятников горной архитектуры Осетия занимает первое место в России»
// Историческая часть Владикавказа остается под угрозой: в здании музея собираются разместить ресторан
Сегодня – Международный день охраны памятников и исторических мест. Этот праздник был установлен в 1983 году с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.
Что касается памятников и исторических мест в Северной Осетии, то здесь их, без преувеличения сказать, предостаточно. Во-первых, столица Владикавказ имеет статус исторического города. Во-вторых, не только в населенных пунктах республики, но и в горной Осетии можно увидеть настоящие музеи под открытым небом, как, скажем, в знаменитом Куртатинском ущелье. Естественно, всю эту рукотворную красоту – щедрый дар предков, сохранившийся до наших дней – необходимо беречь и охранять.
Одним из тех, кто всю жизнь выполняет эту благородную миссию, является заслуженный работник культуры России, директор Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры, профессор кафедры архитектуры Северо-Кавказского горно-металлургического института Сослан ЦАЛЛАГОВ. Около десяти лет (с 1991-го по 2000 год) он возглавлял Республиканский центр по охране памятников, с 2000-го по 2006 – Северо-Осетинское отделение Союза архитекторов России. Где бы ни работал Сослан Федорович, какую бы должность ни занимал, приоритетным направлением в его деятельности всегда была и остается охрана памятников истории, культуры и архитектуры.
С Сосланом ЦАЛЛАГОВЫМ мы встретились в канун Международного дня охраны памятников и исторических мест в его архитектурной мастерской, что в здании Союза архитекторов, здании, к слову сказать, историческом. В прошлом это был особняк, принадлежавший одному из богатейших людей Владикавказа, предпринимателю и благотворителю А.В.Замкового. Ясно, что в таком удивительном месте, за которым клубится свой дымок истории, речь первым делом зашла об исторических ценностях.
– Думаю, вы согласитесь со мной, что Осетия – край уникальный обилием памятников истории, культуры, архитектуры, сосредоточенных здесь?
– Да, вы правы. Осетия богата памятниками материальной культуры. У нас около двух с половиной тысяч только официально зарегистрированных памятников истории, культуры и архитектуры. Это достаточно высокая плотность, которая свидетельствует о богатой истории региона. Особую ценность имеют памятники истории и архитектуры в горной полосе Осетии.
Замечательно, что в свое время удалось достаточно профессионально восстановить уникальный горный комплекс «Городок мертвых». Это, полагаю, самая крупная архитектурная удача. За этим стоит огромный труд реставраторов, строителей.
– И вы к этому тоже руку приложили?
– В какой-то степени приложили… Далее – Реком, который сгорел, но был восстановлен, отреставрированный уникальный Алагирский собор, его расписывал сам Коста Хетагуров. В этом мы тоже принимали участие. Если брать Владикавказ, то нужно сказать о доме-музее Коста. Приводили в порядок и фасад дома барона Штейнгеля, что в парке культуры и отдыха. Разработали проект здания супермаркета «Солнечный» (прежде в нем располагалось Общество взаимного кредита). Составили колористические паспорта на ряд зданий. Это дома, где находился Центр занятости, а сейчас – управление Следственного комитета РФ по РСО-Алания, завод «Стеклотара», памятник истории и архитектуры 40-х годов на пересечении улиц Горького и проспекта Мира, жилой дом по улице Огнева, 9, и ряд других объектов. В основном всю эту работу мы выполняем на общественных началах.
– Раз уж мы заговорили о городской среде, давайте продолжим эту тему. Как, по-вашему, обстоят дела с охраной памятников истории и культуры в нашем стольном граде Владикавказе, который имеет статус исторического города?
– Я бы сказал так: идет активная деградация исторического центра. В процессе несанкционированных ремонтных работ утрачиваются навершия, великолепные дымники, решетки балконов, ворот, элементы лепного декора, парадные входы, старинные оконные переплеты, которые заменяются пластиковыми стеклопакетами (при этом те, кто делает ремонт, не утруждают себя хотя бы созданием имитации). Ветшают сами конструкции кровель, перекрытий, стеновые конструкции.
В 1991 году была разработана и утверждена программа по восстановлению исторического центра. Но она не была профинансирована. Сейчас фонд культуры инициировал вопрос реставрации и приведения к единому колористическому решению всех исторических зданий, расположенных по проспекту Мира. Проект разработан. Его рассмотрели в администрации Владикавказа. Предложение было поддержано.
– Вы говорили, что сегодня мы утрачиваем ту красоту, что оставили нам те, кто жил во Владикавказе до нас. А конкретные примеры можете привести?
– Конечно. Но начну немного издалека. В 1784 году была основана крепость Владикавказ, к 1860 году крепости придали статус города. В городе этом строились здания, несущие в себе черты различных архитектурных стилей. Формировалась центральная часть Владикавказа из наиболее богатых, престижных, ценных с архитектурно-художественной точки зрения зданий. Появился проспект с бульваром, представляющий собой ценный архитектурный ансамбль. На многих исторических зданиях сохранились уникальные по своей художественной ценности элементы, О них я уже говорил. К сожалению, на протяжении последних лет замечаются значительные утраты этих уникальных произведений искусства.
Вы просите примеры. Пожалуйста. Так, здание по улице Ленина,31 (бывшее Английское консульство, конец XIX – начало XX веков) утратило лепной вензель над парадным входом, парадную филенчатаую дверь. Фасад здания обезображен. Обезображен фасад здания по улице Бородинская,11 – Горького,43 (бывший дом доктора Газданова).
Далее: проспект Мира,55 – улица Кирова,36 (филиал гостиницы «Гранд-Отель», построенный в 1910 году) и проспект Мира,54 – улица. Кирова,38 (бывшая гостиница «Гранд-Отель», построена в 1879 году). По первому адресу переплеты остекления исказили первоначальный облик постройки. Утрачены кованые ворота со стороны улицы Кирова, решетка балкона со стороны проспекта Мира, дверные переплеты. По второму адресу утрачены кирпичные столбики на кровле, козырек над балконом со стороны проспекта Мира, опоры под балконом по проспекту Мира, парадные филенчатые двери, оконные переплеты, под угловым балконом появились опоры – трубы. Фасад здания обезображен.
Грубо нарушен принцип колористической организации фасада здания по проспекту Мира,24 – ул. Куйбышева,2 (бывшая гостиница «Европа», построена в 1882 году) Конструкции опор эркера здания по улице Горького, 9 ранее украшали орнаментальные композиции с двух сторон, в настоящее время сохранились композиции только с внутренней стороны опор. Утрачено и чешуйчатое навершие. Парадная филенчатая дверь нуждается в реставрации. Фасад здания обезображен.
К большому сожалению, утрачено здание по улице Горького,26 (бывшее Персидское консульство). Разрушается еще одно историческое здание в центральной части города на площади Ленина,1 – это Дом офицеров (бывший клуб Владикавказского общественного собрания, постройка начала 1880-х годов.).
Искажен фасад исторического здания по улице Коцоева,32. Здание по улице Маркуса,22 утратило филенчатые двери. Фасад здания обезображен. Утрачен угловой балкон дома по Маяковского,33. Грубо нарушен принцип колористической организации фасада здания.
Утрачен лепной декор на плоскости стены здания по проспекту Мира,15 – ул. Горького,13 (это бывшее здание Общества взаимного кредита, постройка 1910 года), примыкающий к дверному проему по улице Горького. Утрачены дымники, дверные деревянные полотна с резным растительным орнаментом, аллегорические композиции в нишах фасада. Филенчатая дверь дома по проспекту Мира, 45 со стороны улицы Маяковского нуждается в реставрации.
Обезображен фасад исторического здания по улице Митькина,12. На той же улице в доме под № 30, построенном в 1909 году, нарушен принцип колористической организации фасада здания, являющегося историческим.
Далее – Музей города Владикавказа. Когда-то в этом помещении находилась редакция газеты «Терек». Теперь в здании музея собираются поместить ресторан.
Здание Государственной филармонии – бывшая лютеранская (протестантская) кирха по ул. Л.Толстого – ул. Советов,34. Построено около 1866 года. Утрачен первоначальный шпиль кирхи.
Пошли дальше. Переулок Театральный: искажен облик исторического здания – надстройка «Детского мира» выполнена не в масштабе проспекта. Проспект Мира,40 (здание первого синематографа во Владикавказе) – на эркере утрачен весь лепной декор. Фасад исторического здания по проспекту Мира,52 обезображен.
Далее. Суннитская мусульманская мечеть по улице Коцоева,62 была построена в 1908 году. Мечеть на фоне гор – градостроительная «изюминка» Владикавказа. Она являлась частью великолепной панорамы, раскрывающей красоту города. Сегодня мечеть уже не парит на фоне гор. Фоном для нее стало многоэтажное задание. Результат – утрата красоты визуального восприятия городской среды.
Дом на пересечении улиц Маяковского – Баллаева, в котором жил Михаил Булгаков, тоже является памятником истории, он обезображен.
Утрачено навершие одного из красивейших в городе зданий – задания на пересечении улиц Ленина,8 – Бутырина,7. Там сейчас Министерство образования и науки. А прежде это был доходный дом Воробьева, постройка начала XX века.
Или вот еще: обезображены фасады исторических зданий по улице Кирова, 54 и площадь Штыба,3.
– Что, по-вашему, следует делать, чтобы подобное не происходило?
– Что делать? Профессионально охранять памятники. Профессионально работать в области охраны памятников архитектуры города.
– Думаю, это касается не только города, но и памятников материальной культуры в горной части Осетии, где сегодня ведется стихийная застройка и, увы, не к лучшему изменяется привычный пейзаж.
– Да, считаю, что экономическая безопасность республики нарушена из-за утраты огромного количества природных видов и искажения восприятия старинных памятников архитектуры. Почему я говорю о нарушении экономической безопасности? Думаю, настанут те времена, когда туристы поедут к нам. Ведь по категории ценности качеств природы и памятников горной архитектуры мы занимаем первое место в России. Было время, когда люди приезжали к нам и в обморок падали от красоты! Тем более, сейчас бум освоения своих туристических оазисов. Зачем ехать за границу, когда здесь, в России, такие красоты? У нас этого в избытке, по этим качествам мы лидеры!
Мы в бюджете можем иметь большие средства при соответствующей организации условий для развития туризма, экскурсий, спорта, бальнеологии. И в то же время до 50 процентов бюджета мы можем потерять только из-за того, что туристы не захотят приезжать смотреть на визуально испорченные памятники.
Помню, иностранцы всегда восхищались, глядя на наши горы, говорили, что лучше Кавказа нет. Кавказ отличается тем, что здесь сохранилась реликтовая чистая природа. Так вот и нужно разработать маршруты, обустроить горные приюты, турбазы, развивать конный туризм. Форм много. Но из-за таких вот стихийных застроек мы можем многое потерять.
– Напрашивается извечный российский вопрос: а что же делать?
– Необходимо разработать и утвердить проекты охранных зон и зон регулирования застройки горных территорий. Нужно строго регламентировать все работы, связанные с нарушением памятников архитектуры (рядом с ними, к примеру, нельзя строить и так далее), изменением естественного природного ландшафта, что сейчас, кстати, происходит в Мамисонском ущелье, внедрением в природную красоту техногенных объектов. Под техногенными объектами я имею в виду трубопроводы, автодороги, линии электропередач… Они нарушают природную красоту.
– Северо-Осетинский филиал Российского фонда культуры, который вы возглавляете, уделяет большое внимание сохранению памятников истории, культуры, архитектуры. Расскажите, пожалуйста, о деятельности фонда в этом направлении.
– В этом году Российский фонд культуры отмечает свое 25-летие. Северо-Осетинский филиал на год младше. Скажу сразу: с первых дней активисты фонда работают на голом энтузиазме. Зарплату они не получают. Даже своего помещения у фонда нет. Но фонд работает. За прошедшее время было реализовано много интересных проектов. Еще при первом директоре фонда Гюль Федоровне Федосеевой (светлая ей память) начали издаваться буклеты, календари, открытки, в том числе вышел такой интересный альбом, как «Владикавказ на старых открытках и фотографиях». Мы организовывали огромное количество выставок, в том числе и демонстрирующих характер утрат, выявляющих изменения во внешнем облике памятников архитектуры, их деградацию.
За это время вышли справочник Александра Кадыкова «Улицы, переулки, площади, проспекты Владикавказа», моя книга «Летопись в камне», посвященная истории и архитектуре Владикавказа
– Хочу заметить, что она сразу стала бестселлером.
– Книга сейчас переиздается – дополненная и переработанная. Весь тираж подарен городу… Что еще сделано? Сняты научно-популярные фильмы о памятниках истории и культуры города, удостоенные золотых и бронзовых дипломов международных фестивалей зодчества. Кстати, за книги, публикации, проекты у нас около 30 дипломов и грамот международных фестивалей.
Мы стали инициаторами присвоения Владикавказу звания Города воинской славы. Это седьмой город России, удостоенный такого высокого звания.
– А какие проекты еще не реализованы, но уже готовятся к реализации?
– Уже готова книга «Память, отлитая в бронзе и высеченная в камне». Она – о ярких личностях, оставивших свой яркий след в истории Осетии, в истории России. Им воздвигнуты памятники, в их честь установлены мемориальные доски. Книга рассказывает об этих людях. Кроме того, готовятся к изданию альбом «Архитектурный пейзаж горной Осетии» и альбом-каталог «Фрагменты памятников архитектуры города Владикавказа». Под фрагментами имеются в виду эркеры, навершия, дымники, решетки балконов, ворот, лепной декор, камины, роспись интерьеров, многие из которых, к сожалению, утрачены.
– Какую цель преследуют подобные издания?
– Цель – зафиксировать пласт высокой архитектурно-художественной культуры, которую мы можем окончательно утратить. А ведь многие элементы старой архитектуры отличаются высоким художественным уровнем, который необходимо изучать, интерпретировать, стилизовать и использовать в современной архитектуре города, тем самым привнося в нее образ архитектуры старого Владикавказа.
– Понятно: работа фондом проводится большая. Хотелось бы, чтобы вы назвали активистов Фонда культуры, которые стоят за всем этим.
– В Фонде культуры много энтузиастов, активно содействующих нашей работе. Они любят свой город, республику. За все происходящее болеют душой и чувствуют свою личную ответственность. Назову поименно. Это сотрудники Национального музея Эльбрус Кантемиров и Таймураз Петрович Плиев, председатель правления Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры Александр Кадыков, художник Валентина Третьякова, искусствовед Татьяна Остаева, моя помощница, молодой архитектор Евгения Шевцова, братья художник Валерий и журналист Владимир Дзуцевы, публицист Зара Вахтангова, оператор и фотохудожник Мирон Темиряев, наш главный краевед Генрий Измаилович Кусов, историк Феликс Киреев, сотрудница Национальной библиотеки Людмила Хмелева. Это студенты архитектурного отделения СК ГМИ, института моды, художественного училища. Хорошо, что есть такие неравнодушные люди, настоящие энтузиасты. Говорю о них, и приходят на ум строки Маяковского:
Я знаю: город будет,
Я знаю: саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть!
– Что ж, с праздником всех вас – с Международным днем охраны памятников и исторических мест!