«Скорую» вызывали? 95 лет назад во Владикавказе появилась «скорая помощь»
Феликс КИРЕЕВ
26 апреля 1915 года газета «Терские ведомости» проинформировала читателя, что во Владикавказе организуется подача скорой медицинской помощи населению. Как сообщалось, для этого городские власти приобрели «карету скорой помощи». Так во Владикавказе появилась оперативное оказание медицинской помощи.
В России уже давно существовали станции скорой помощи. Они были организованы в больших городах. Появление скорой помощи во Владикавказе говорит о том, что город на Тереке существенно разросся, и сама жизнь потребовала появления этого новшества.
История скорой помощи берет свое начало в 1881 году, когда 8 декабря в Венском театре случился пожар, в результате которого погибло 479 человек. Перед театром на снегу валялись сотни обожженных людей, многие из которых получили различные травмы во время падения. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множеством первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Раненных и обожженных некому было довезти до клиник.
Эта ужасная картина совершенно потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. На следующий же день доктор Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Граф Ганс Гильчек пожертвовал новосозданной организации 100 тысяч гульденов и этим Обществом были организованы пожарная, лодочная команды и Станция скорой медицинской помощи. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. В составе бригады работали врачи и студенты медицинского факультета. Вскоре, подобно Венской, была создана станция скорой медицинской помощи в Берлине.
В России, первая Станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве. 13 июня 1898 года в истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная Скорой помощью. На Иерусалимском проезде, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.
Изначально врачи выезжали на обычных каретах (отсюда и название «карета скорой помощи»), позднее их стали специально оборудовать. С появление автомобиля именование «карета скорой помощи» осталось и употребляется до сих пор.
Первый российский специальный автомобиль скорой помощи появился в 1907 году, когда фабрика П.А.Фрезе представила на Международном автосалоне в Петербурге санитарную машину собственного производства на шасси Рено. Правда, более широкое распространение получил санитарный автомобиль Московской экипажно-автомобильной фабрики П.П.Ильина. На международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году машина была награждена медалью и куплена Военным ведомством. Она стала первой санитарной машиной русской армии.
Возможно, власти Владикавказа для организации скорой помощи купили санитарную машину фабрики Ильина. Но пока это не выяснено. Разнообразие санитарных автомобилей в России в то время было довольно велико.
Сама станция скорой помощи расположилась в доме Артамонова, куда был проведен телефон. Экипажи для «кареты скорой помощи» набирались из городских врачей и студентов, которые дежурили по составленному графику. Обычно экипажи состояли из врача, фельдшера и санитара. Как правило, врач был опытный, а двое других – из числа студентов или недоучившихся врачей.
После революционных событий 1917 года и гражданской войны скорая медицинская помощь не утратила свое предназначение, а наоборот продолжала развиваться и совершенствоваться. В 20-х годах она располагалась во Владикавказе рядом с городской больницей по улице Маркуса. Здесь была спецамбулатория, в ведении которой и находилась скорая помощь. Врачи на «скорой» были постоянными – Звилакова, Магнер, Какубава.
Работа скорой помощи в дореволюционные и первые годы советской власти проходила в довольно трудных бытовых условиях: в одной из трех имевшихся комнат, где располагались врачи, стояли два телефона, по которым принимались вызовы, в другой – были фельдшера и медбратья, в третьей – размещались водители. Помещения плохо отапливались, порой отключалось электричество. Приняв по телефону вызов, врач направлялся в соседнюю комнату за фельдшерами, которые затем вызывали водителя. Автомобили, стоявшие в холодном сарае, зимой заводились весьма тяжело. Вот с такими трудностями приходилось постоянно сталкиваться тем, кто спешил оказать помощь попавшим в беду, тем, кому стало плохо.
У каждого врача есть свой легион спасенных, но врачи «скорой» – люди особенные. Врачи скорой помощи каждый день спасают других людей, совершенно не думая о себе и не задумываясь над тем, что их работа порой граничит с героизмом. Профессия врача скорой помощи и в прошлом и сейчас является очень сложной и достойна уважения. Ведь очень часто наша жизнь оказывается в руках этих людей, и оттого, насколько быстро они среагирует на ситуацию, порой зависит, сможем ли мы снова увидеть этот свет.