Осетия Квайса



Редко автомобили Москвича в назначенное время приходят на место…

// Осетия и Владикавказ 100 лет назад

Век назад, когда газеты были единственным источником информации, именно из них жители Терской области узнавали о происходящем. Официальные сообщения, хроника, корреспонденции с мест, происшествия, казенные объявления – обо всем этом и многом другом писали издававшиеся во Владикавказе «Терские ведомости».

Местная хроника

Отъезд Великого Князя. Вчера около трех часов дня из Владикавказа выехал Августейший генерал-инспектор артиллерии Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Михайлович.

На вокзал провожать Его Высочество приехали: начальник Терской области и наказной атаман Терского казачьего войска г-л Флейшер, командир 3-го Кавказского корпуса г-л Ирман, начальник полигона и пр. генералитет.

Письмо в редакцию

5 июля в 7.30 утра нас, четверо пассажиров, выехало на третьем автомобиле г. Москвича, управляемом шофером Баланским, из Владикавказа. Не доезжая до Мцхета, шина и камера лопнули и шофер их заменил другими, мы около двух часов ожидали под припеком солнца. Не успели отъехать несколько верст, новая шина и камера опять лопнули, за отсутствием запасных шофер на скорую руку их починил и приставил бандаж. Мы попали в Душет ровно в 12 часов дня, где шофер в продолжение 5 часов производил генеральный ремонт автомобиля. В пять часов нам объявили, что можем ехать.

Отъехав 6 верст от Душета, камера опять лопнула, шофер ее кое-как починил, приставил бандаж и мы продолжали путь. Чтобы наверстать потерянное время шофер начал ехать с необыкновенной быстротою – просто дух захватывал. Мы неоднократно просили шофера ехать нормальным ходом, тормозить на спусках и уменьшать ход при поворотах и давать гудки.

На наши неоднократные просьбы он не обращал внимания или отвечал дерзостью. При проездах через лотки он давал полный ход автомобилю, благодаря чему получались неожиданные сильные толчки, которыми чуть нас не выбрасывало из автомобиля, не говоря о том, что нас обдавало сильно брызгами воды.

Ровно в 7 часов вечера мы приехали в Пасанаур. Принимая во внимание бешеную езду шофера, неисправное состояние автомобиля, мы предложили шоферу остаться ночевать и рано утром выехать, ибо находили опасным продолжать ночью путь при предстоящей довольно опасной дороге от Млета до Казбека. Шофер начал возмущаться и говорить дерзости, при том объявил, что он ни в коем случае не останется ночевать, ибо должен приехать во Владикавказ в 11 часов ночи.

Когда мы категорически отказались ехать и пошли в гостиницу, он с нашими вещами и одним пассажиром уехал во Владикавказ. Утром мы послали телеграмму Москвичу во Владикавказ, в которой сообщали о поступке шофера и просили прислать за нами автомобиль. За подписью Москвича мы получили телеграмму «высылаю автомобиль». Вечером мы получили из Владикавказа вторую телеграмму без подписи, в которой сообщалось, что не вышлют автомобиль, так как мы, несмотря на неоднократные предложения шофера, отказались ехать. На последнюю телеграмму мы ответили: «Ответ неудовлетворительный, ехать на испорченном автомобиле ночью не обязаны. Терпим большие убытки, особенно фабрикант-англичанин. Предлагаем доставить во Владикавказ».

На эту телеграмму мы не получили никакого ответа.

7 июля в 12 часов мы выехали на почтовых в Млеты, где нас задержали за отсутствием лошадей. Оттуда послали во Владикавказ телеграмму с просьбой принудить Москвича выслать за нами автомобиль. От него на другой день утром получили ответ, что Москвич отказывается выслать.

Только на четвертый день мы благополучно добрались во Владикавказ. Вот фактическая сторона дела.

Г. Москвич обещал доставить нас в 6 часов вечера из Тифлиса во Владикавказ, доставил в 7 часов вечера лишь в Пасанаур и против желания трех пассажиров его шофер не пожелал оставаться ночевать и пожелал заставить нас ночью ехать по самой опасной части дороги на неисправном автомобиле. Когда мы не подчинились его незаконному требованию, он совершил возмутительнейшее самоуправство, то есть забрал наши вещи и уехал без нас.

Его хозяин г. Москвич не сдержал своего слова и отказался прислать за нами автомобиль, предварительно получив с нас деньги за проезд. Считаем своим нравственным долгом об этом инциденте довести до сведения путешествующей публики, чтобы они не доверялись автомобилям г. Москвича, у которых шины лопаются на каждом шагу, и они застревают в пути…

Надо заметить, что редко автомобили Москвича в назначенное время приходят на место назначения. Москвич, прекрасно зная недостатки своих автомобилей, не имея возможности конкурировать с французским обществом, назначил плату за проезд на два рубля меньше французского общества, чтобы этим привлечь наивную публику. Но кто раз проедет на автомобилях Москвича, то едва ли другой раз рискнет…

В заключение считаем не лишним сообщить, что мы примем все законом предоставленные нам меры для наказания шофера и г. Москвича за их возмутительное отношение к нам, пассажирам.

Податной инспектор Л.П.Гукасянц, Н.П.Севастьянов, Н.Э.Люксемберг

Наши корреспонденции

Ст.Змейская

… С рабочей порой много появилось у нас пришлого люда. Закрывая трактиры, станичане боялись, что лишатся рабочих рук, но опасения оказались неосновательными.

В праздник и в будни в базарных будках видно их достаточное количество. Заработает или настреляет – сходит, выпьет «по чарочке у шинкарочки» и отдыхать в холодок…

Казенные объявления

Судебный пристав при Владикавказском мировом съезде А.М.Пастернак, жительствующий во 2 части Владикавказа на Лорис-Меликовской улице в доме №44, на основании 1030 ст. устава граждан. суд. Объявляет, что 18 июля сего 1913 года в 10 часов утра в г. Владикавказ по Александровскому проспекту в доме Аджиева будет произведена публичная продажа движимого имущества, принадлежащего Адаму Бояржинскому и заключающегося в фотографических аппаратах с объективами и со всеми принадлежностями, для удовлетворения претензий т. д. «Киракозов и Оганов» в сумме 550 р. 86 к. Имущество оценено в 560 р.

Желающие могут осматривать продаваемые предметы в самый день торга.

«Терские ведомости», 11 июля 1913 г.