Осетия Квайса



Принимались деньги, свечи, арака, сыр, масло и т.д. …

// Осетия и Владикавказ 100 лет назад

Век назад, когда газеты были единственным источником информации, именно из них жители Терской области узнавали о происходящем. Официальные сообщения, хроника, корреспонденции с мест, происшествия, казенные объявления – обо всем этом и многом другом писали издававшиеся во Владикавказе «Терские ведомости».

Местная хроника

Прибытие Великого Князя. 7 июля в 4 ч. 53 мин. дня во Владикавказ прибыл Его Императорское Высочество Августейший генерал-инспектор артиллерии Великий Князь Сергей Михайлович. На вокзале Его Высочество был встречен чинами областной администрации во главе с начальником области генерал-лейтенантом Н.Флейшером и чинами местного гарнизона во главе с командиром 3-го Кавказского армейского корпуса генерал-лейтенантом Ирман.

Высочайшая награда. За долголетнюю службу в должности ктитора Владикавказской осетинской Рождества Богородичной церкви купеческий сын гр. М.Щербинин Высочайше пожалован званием почетного гражданина.

Городские дела. Городской лесничий просит управу внести в смету 1914 года кредит на постройку у Сапитской будки каменного сарая для надобностей городского лесничества.

Начальник Владикавказского округа просит управу назначить присяжных оценщиков в распоряжение начальника 1 участка для оценки убытков от артиллерийской стрельбы.

Бронированные почтовые вагоны. Для обеспечения безопасности перевозки денежных сумм и ценностей по железным дорогам министерство путей сообщения вырабатывает особый тип бронированных почтовых вагонов.

Происшествия

«Цоппай». Как мы уже сообщали, во время последней грозы, разразившейся у нас, на Владимирской слободке, молнией была убита женщина. Это обстоятельство дало повод осетинам-слобожанам вспомнить и справить старинный обряд, называемый по-осетински «Цоппай».

К дому убитой молнией женщины 2 июля собралась толпа мужчин приблизительно человек в сто, и обряд начался. Пели специально для такого случая сложенные песни и танцевали также особенным образом. Натанцевавшись вдоволь, толпа вынесла из дома икону и двинулась по улицам слободки. При этом останавливали прохожих и требовали пожертвовать кто чем мог. Принимались деньги, свечи, арака, сыр, масло и т.д. Обойдя слободку, толпа направилась в сел. Гизель и там проделала то же. Из Гизеля толпа вернулась обратно в город и направилась к Осетинской слободке, но здесь она была остановлена священником Осетинской церкви отцом Харлампием Цомаевым.

Последний обратился к толпе с обличительным словом. Он говорил им, что обряд «цоппай» есть дикий пережиток старины и ничего общего с православной религией не имеет.

Увещевания священника однако не произвели на толпу должного впечатления. Это заметил г. Цомаев и в заключение сказал им:

– Уходите с моего прихода, я не позволю вам проделывать здесь безобразный обряд.

Толпа с ропотом повернула назад и направилась восвояси на Владимирскую слободку.

Говорят, что им удалось собрать большую сумму денег. На эти деньги будут куплены бараны для принесения их в жертву.

«Терские ведомости», 9 июля 1913 г.