Осетинский театр: историю творят личности
Борис ХОЗИЕВ,
заслуженный деятель культуры РФ
10 ноября 1935 года – решающая веха в истории осетинской культуры. В этот знаменательный день во Владикавказе был открыт Северо-Осетинский государственный драматический театр. И хотя официальные мероприятия в связи с 75-летием состоятся позже, уместно вспомнить о тех, кто творил историю Осетинского театра. Его рождение было воспринято общественностью республики как событие огромной важности, как большой и знаменательный праздник. Актерами этого театра стали выпускники первой осетинской студии при ГИТИСе им. А. Луначарского.
Воспитанники выдающихся актеров, режиссеров и педагогов мхатовской школы – В.СТАНИЦИНА, И.РАЕВСКОГО, Е.МАРКОВОЙ, – первого осетинского профессионального актера Б.ТОТРОВА – стали теми, кто заложил фундамент национального театра в Осетии. Подготовленные ими дипломные спектакли «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Лгун» К.Гольдони, французский фарс «Адвокат Патлен», «Летающий доктор» Ж.Б.Мольера, были с восторгом приняты осетинским зрителем, а спустя некоторое время, национальный театр прочно вошел в культурное пространство Осетии, став его любимым детищем.
Этому бесспорно способствовал яркий и самобытный талант первых актеров театра. Среди них имена С. ТАУТИЕВА, С. ИКАЕВОЙ, Б. БОРУКАЕВА, П.ЦИРИХОВА, М. ЦАЛИКОВА, В. БАЛЛАЕВА, А. ДЗУКАЕВОЙ, И.КОКАЕВА, А. ДЗУГКОЕВОЙ, В.МАКИЕВА, В. КОМАЕВОЙ и многих других, заслуживших право на благодарную память своего народа.
Вместе с выпускниками ГИТИСа стремительно развивались яркие дарования В.ТХАПСАЕВА и В.КАРГИНОВОЙ, получивших профессиональную подготовку в студии русского театра г. Владикавказа, Н.САЛАМОВА, Т.КАРИАЕВОЙ, Ю.МЕРДЕНОВА, К.СЛАНОВА, Е.ТУМЕНОВОЙ, Д.ТЕМИРЯЕВА, В.УРТАЕВОЙ, Б.КАЛОЕВА, З.КОЧИСОВОЙ, В.ГАЛАЗОВА, Б.ТУЛАТОВА – воспитанников студии осетинского театра. Имена этих признанных мастеров сцены, наделенных высокими званиями народных и заслуженных артистов России и РСО-Алания, по праву внесены в сокровищницу национальной сценической культуры Осетии. В формирование героико-романтических традиций, надолго определивших облик и творческий путь осетинского театра, большой вклад внесли режиссеры: заслуженный деятель искусств РФ Е.МАРКОВА, педагог и первый режиссер осетинского театра, режиссеры-педагоги заслуженный артист РФ М.ЦАЛИКОВ и А.МАКЕЕВ. Много лет на сцене национального театра творила и первая осетинка-режиссер, народная артистка РФ З.БРИТАЕВА, осуществившая на сцене национального театра постановки звездного шекспировского «Отелло», мольеровского «Тартюфа», плиевского «Чермена».
Более полувека отдал родному театру народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ им. К. Станиславского и РСО-Алании им. К. Хетагурова Г.ХУГАЕВ, много лет возглавлявший СОГАТ им. В. Тхапсаева. Он был не только талантливым режиссером, но и одним из ведущих представителей осетинской национальной драматургии. За полувековую работу в театре он осуществил постановки более 100 спектаклей западноевропейской и русской классики, произведений драматургов ближнего и дальнего зарубежья. В летопись театра золотыми буквами вписан спектакль по пьесе У.Шекспира «Тимон Афинский», удостоенный в 1984 году Государственной премии РФ им. К. Станиславского. Именно Геору Хугаеву принадлежит идея создания и проведения во Владикавказе самого престижного на Северном Кавказе театрального фестиваля «Сцена без границ».
Значительную лепту в развитие национального театра внесли режиссеры последующих поколений – заслуженный деятель искусств РФ М.ЦИХИЕВ, заслуженный деятель искусств РСО-Алания и лауреат Государственной премии им. К.Хетагурова Р.БЕКОЕВА, заслуженный деятель искусств РФ и лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова А.ДЗИВАЕВ, народный артист РСО-Алания, лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова А.ГАЛАОВ и другие.
Национальный театр требовал создания своей национальной драматургии. К этому времени были широко известны имена первых дореволюционных драматургов Е.Бритаева и Р.Кочисовой, Д.Короева, чьи пьесы ставились на сценах сельских и городских самодеятельных театров. Они внесли огромный вклад в развитие национальной драматургии, но осетинский театр нуждался в новых оригинальных пьесах, в которых бы был обобщен многовековой опыт духовно-исторического развития осетинского народа, его нравственные идеалы, особенности быта и национального характера. Этим требованиям отвечали первые пьесы молодых осетинских литераторов: «?фх?рдты Х?сана» Д.Мамсурова, «Чермен» Г.Плиева «Таймураз» С. Кайтова, «Мать сирот» Д.Туаева, «Перед грозой» Е.Уруймаговой, «Черная девушка» Р.Хубецовой, «Мстители» Д.Темиряева, «Сармат и его сыновья» Н.Саламова, положивших начало героико-романтической направленности осетинского театра.
Значительное место в репертуаре театра всегда занимала народная комедия. Именно она первой в осетинской драматургии пробила себе дорогу на всесоюзную сцену. Во многих театрах страны, шли в свое время «Женихи» А.Токаева, «Муж моей жены» Г.Хугаева, «Я не женюсь» И.Гогичева, «Две свадьбы» Н.Саламова и З.Бритаевой. Одна из самых любимых народом комедий «Желание Паша» на протяжении многих лет пользуется у зрителя неизменным успехом и не сходит с афиш театра.
В репертуаре осетинского драматического театра на протяжении многих лет приоритетными были произведения мирового классического наследия. В разные периоды его афишу украшали произведения Пушкина, Лермонтова, Островского, Горького, Гоголя, Еврипида, Софокла, Гольдони, Мольера, Шиллера, Лорки, Лопе де Вега, Бомарше. Но особое место всегда принадлежало великому английскому драматургу У. Шекспиру. В разные годы на сцене театра ставились: «Отелло»., «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Кориолан», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы», «Тимон Афинский». Трудно найти еще один театр в стране, который так систематически и успешно работал бы над произведениями Шекспира. С его именем в Осетии связанно и имя народного артиста СССР В.ТХАПСАЕВА. Три шекспировские роли В. Тхапсаева – Отелло, Король Лир и Макбет стали явлением не только сценического искусства Осетии, но и российского и мирового театрального пространства. Сегодня имя прославленного мастера сцены с гордостью несет Северо-Осетинский государственный академический театр.
Характерной чертой национального театра Осетии на протяжении вот уже 70 лет было удивительное сочетание реалистических мхатовских, вахтанговских традиций, с самобытными традициями, сложившимися в недрах самого Осетинского театра. Этому во многом способствовало и то, что творческий состав театра неоднократно пополнялся выпускниками национальных студий, подготовленных в Москве при театральном училище им. Б.Щукина и Государственном институте театрального искусства им. А. Луначарского. Среди звездных имен выпускников этих вузов пятидесятых-восьмидесятых годов, народные артисты РФ М.ИКАЕВ, Б.ВАТАЕВ, К.БИРАГОВ, О.БЕКУЗАРОВА, заслуженный артист РФ И.ГОГИЧЕВ, заслуженные артисты республики Ф.КАЛЛАГОВ, У.ХУРУМОВ, М.ТУРИЕВ, заслуженная артистка РФ Т.КАНТЕМИРОВА.
Эти звездные имена и исполнительские традиции сегодня несут актеры старшего и среднего поколений сегодняшнего театра: заслуженные артисты РФ В.УРТАЕВА, Б.ТУЛАТОВ, С.МЕДОЕВА, С.ХУГАЕВ, Т.САБАНОВ, народные артисты РСО-Алания З.ГАЛАЗОВА, З.ТХАПСАЕВА, Р.БИТАЕВ, К.СУАНОВ, А.БЕКМУРЗОВ, Р.ЦИРИХОВА, А.ДЗГОЕВА, Д.ЦАРГАСОВ, Т.КАБАНОВА, А.ГАЛАОВ, Л.ДЗТИЕВ, З.МЕЛИКОВА, К.ГУБИЕВ, А.ФИДАРОВ, целая когорта заслуженных артистов республики, талантливая молодежь.
Сегодня Осетинский театр им. В. Тхапсаева стремится отражать в своих спектаклях реалии времени, сложный многогранный мир эпохи. Он формирует свой репертуар из лучших произведений национальной и мировой классики. Как и все 75 лет своей творческой биографии, коллектив полон желания творить, создавать и дарить людям радость общения с великим открытием человечества, которое У.Шекспир окрестил прекрасным словом – ТЕАТР.