Михаил БУЛГАКОВ породнился с театром во Владикавказе
Сегодня исполняется ровно 90 лет с того самого дня, как во Владикавказе была осуществлена театральная постановка пьесы Михаила БУЛГАКОВА «Парижские коммунары». Ее премьера состоялась 23 марта 1921 года. А вообще спектакль прошел в городе на Тереке несколько раз – и все в дни Парижской Коммуны. К этой дате, собственно, пьеса и была написана Булгаковым. Нужно ли говорить, что в стране, где совсем недавно победила революция, она была просто обречена на успех.
Вдохновленный этой победой Михаил Булгаков даже послал своих «Парижских коммунаров» в Москву – на конкурс в «Мастерскую коммунистической драмы» при Главполитпросвете. Отзыв был положительный. И издававшаяся во Владикавказе в то время газета «Коммунист» от 8 мая 1921 года сообщала, что пьеса, заказанная подотделом искусств и в первый раз поставленная «у нас во Владикавказе», намечена к постановке в центре.
До постановки «Парижских коммунаров» в Белокаменной, правда, дело так и не дошло. А вот то, что пьеса была заказана подотделом искусств, – истинная правда.
Дело в том, что в конце мая 1920 года Михаила Булгакова назначили заведующим театральной секцией подотдела искусств. Подотдел искусств Наробраза располагался на главной улице Владикавказа – Александровском проспекте – в большом удобном здании коммерческого клуба. Туда с раннего утра до позднего вечера шли люди с предприятий, учреждений, учебных заведений, войсковых частей, шли граждане всех возрастов и положений. Они требовали лекций, митингов-концертов, литературных диспутов…
Надо сказать, что Михаил Булгаков, назначенный заведующим театральной секцией подотдела искусств, принял свое назначение не без удовольствия и весьма энергично принялся за работу.
К тому времени он уже навсегда оставил врачебную практику и ушел в журналистику и литературу. Все это происходило во Владикавказе, куда будущий писатель попал в 1919-м как военврач в составе деникинских войск. Он был направлен во владикавказский военный госпиталь, где ставил на ноги больных и раненых.
Человек, самой профессией своей призванный спасать людей и облегчать их страдания, художник по натуре – впечатлительный и ранимый – Булгаков очень тяжело переживал беспрерывное насилие, бессмысленные и жестокие убийства, человеческие страдания – все то, что происходило на его глазах. «Только через страдания приходит истина», – напишет, он позже, уже став писателем…
И все же при белых Булгаков чувствовал себя гораздо спокойнее, чем при петлюровцах, о которых вспоминал с содроганием, и при большевиках, которых толком не знал и опасался, поскольку к семье Булгаковых, как и ко всей интеллигенции, они относились с подозрением и даже с откровенной враждебностью. Так или иначе, но разгром Белой армии весной 1920 года Булгаков воспринял как катастрофу и, быть может, оказался бы в числе эмигрантов, не случись ему именно в те дни тяжело заболеть возвратным тифом.
Болезнь послужила началом перелома во всей судьбе Михаила Булгакова. Подобно А.П.Чехову и В.В.Вересаеву он оставил медицину и, взявшись за перо, прославился как писатель. Но это случилось позднее. А тогда, в начале 20-х… В своей автобиографии Михаил Афанасьевич писал: «В 1920 году в городе Владикавказе служил в подотделе искусств, сочинял первые пьесы, работал в качестве лектора при областном театре, начинал играть на сцене, участвовал в создании театрального факультета местного художественного института».
Вступив в должность заведующего театральной секцией подотдела искусств, Михаил Булгаков энергично принялся за работу. Нужны были, прежде всего, молодые актеры, нужен был национальный колорит театра. 28 мая Булгаков направил в осетинский отдел Наробраза такое письмо: «Прошу вас в срочном порядке доставить нам список осетин, желающих заниматься в народной драматической студии сценического искусства. Студия начнет функционировать на этих днях».
Работа в драматической студии Михаила Афанасьевича явно увлекала, а студия, между тем, крепла, пополнялась новыми учащимися, укомплектовывалась преподавателями. Занятия вели Слезкин (история искусств), Беме (история литературы), Евангулов (история театра), Бакшина (мастерство актера) и, конечно же, Булгаков, который выступал с лекциями о роли музыки в театральном спектакле, а также писал пользовавшиеся большой популярностью рецензии на спектакли, которые публиковались в местной газете «Коммунист».
Один из первых актеров Осетинского театра Борис Иванович Тотров помогал будущему писателю в работе с группой студентов-осетин. В документальной повести Девлета Гиреева «Михаил Булгаков на берегах Терека» приводятся воспоминания Тотрова об интереснейших беседах Михаила Афанасьевич со студийцами о сценическом воплощении «Горя от ума» А. Грибоедова, «Маскарада» М. Лермонтова, «Ревизора» Н. Гоголя, «Власти тьмы» Л. Толстого, «Чайки» А. Чехова. Беседы Булгаков проводил увлекательно, показывая, как может быть решена та или иная драматическая ситуация на сцене. По-видимому, уже в ту пору начало развиваться театральное дарование писателя, которое спустя десятилетие получило великолепную шлифовку во МХАТе.
Работа в драматической студии сблизила Булгакова с артистической средой. В одном из писем двоюродному брату Константину он сообщал: «Поживаю за кулисами. Все актеры мне друзья и приятели… ». Среди них были настоящие мастера своего дела, люди одаренные и неординарные: Дымов, Поль (Павел Николаевич впоследствии стал народным артистом РСФСР, одним из организаторов и ведущих актеров Московского театра сатиры), Аксенов, Бакшина (впоследствие заслуженная артистка Северо-Осетинской АССР), Жданович – жена невероятно популярного в ту пору писателя, заведующего подотдела искусств Юрия Слезкина, с которым Булгаков был дружен. А на выходных ролях в театре работала жена Михаила Афанасьевича Татьяна Николаевна.
В апреле 1920 года владикавказский театр получил новое название – «Первый советский владикавказский театр». Появились, конечно, и новые зрители – рабочие, красноармейцы. Поэтому срочно нужен был новый репертуар – агитационные, революционные пьесы и современные комедии. Вот тогда-то Михаил Булгаков и начал писать для владикавказского театра. В течение года им было создано пять пьес. И четыре из них во Владикавказе шли.
Сам писатель невысоко ценил свои первые драматические произведения. В 1923 году он уничтожил все экземпляры владикавказских пьес. Об этом же писал в письме к сестре Надежде: «На случай, если я уеду далеко надолго, прошу тебя о следующем: в Киеве у меня остались кое-какие рукописи… Выпиши из Киева эти рукописи, сосредоточив их в своих руках, и вместе с «Самообороной» и «Турбиными» в печку…». Но «рукописи не горят». Так сказал Воланд мастеру. Такое напророчил сам себе автор «Мастера и Маргариты».
Четырехактная драма «Братья Турбины», по словам самого Булгакова, «четыре раза в месяц шла с треском успеха». В спектакле были заняты популярные актеры владикавказского театра – Федоров, Богословский, Демюр. А роль Алексея Васильевича Турбина (именно так, как в пьесе «Дни Турбиных», звали героя) исполнял популярнейший артист Павел Поль. 4 декабря 1920 года в газете «Коммунист» была опубликована весьма недоброжелательная рецензия некоего М. Вокса, судя по которой события в пьесе разворачиваются в период «революционной весны 1905 года». Герои Булгакова страдают от невозможности найти свое место в сложных условиях острых социальных конфликтов. И хотя материал, на котором строился сюжет пьесы, связан с другой эпохой, можно думать, что отсюда тянутся идейно-тематические нити к знаменитым мхатовским «Дням Турбиных».
Первой же пьесой Булгакова, написанной для владикавказского театра, была одноактная комедия о гражданской войне «Самооборона», поставленная 6 и 8 июня 1920 года вместе с пьесой Ю. Слезкина «Пламя» и композицией «Красноармейцы» из стихов Демьяна Бедного. Тема комедии была зрителям близка и понятна, ибо еще не стерлись в памяти «отряды самообороны», составлявшиеся из горожан для защиты учреждений от банд, орудовавших во время гражданской войны.
В конце 1920 года Булгаков написал трехактную комедию «Глиняные женихи». Жанр ее определял так: «комедия-буфф салонного типа». Был ею доволен. Писал сестре: «Комиссия, слушавшая ее, хохотала в продолжение всех трех актов». Однако в репертуар, к великому огорчению автора, эту «салонную» комедию не взяли.
Зато взяли «Парижских коммунаров», четвертую по счету пьесу Михаила Булгакова и третью поставленную на владикавказской сцене.
А вот последней пьесой владикавказского периода Булгакова стала драма «Сыновья муллы». В «Записках на манжетах» Михаил Афанасьевич описывает историю ее создания: «Я скрежетал пером… Через семь дней трехактная пьеса была готова. Когда я перечитал ее у себя в нетопленой комнате, ночью, я, не стыжусь признаться, заплакал! В смысле бездарности – это было нечто совершенно особенное, потрясающее…
В туземном отделе пьеса произвела фурор. Ее немедленно купили за 200 тысяч. И через две недели она шла».
В первых числах мая 1921 года, то есть опять-таки без малого 90 лет тому назад, состоялась премьера «Сыновей муллы». Успех был исключительный. В автобиографическом рассказе «Богема» Булгаков описывает это событие так: «Пьеса шла три раза (рекорд) и вызывали автора… И я выходил и делал гримасы, чтобы моего лица не узнали на фотографической карточке (сцену снимали на магний). Благодаря этим гримасам, в городе распространился слух, что я гениальный, но и сумасшедший в то же время человек…».
Ирония судьбы заключалась в том, что текст именно этой пьесы, столь невысоко оцененной автором, сохранился. И сохранился в двух вариантах – на русском и осетинском языках (перевод пьесы на осетинский язык осуществил Б.И.Тотров).
В центре драмы – два брата. Один – студент, революционер. Другой – офицер, который, в конце концов, осознает свои заблуждения и становится на сторону революции. Здесь много вдохновенных монологов о свободе, революции, просвещении, много обличительных слов против нищеты и неравенства, против калыма и угнетения женщин.
Наивная декларативность пьесы в глазах самодеятельных артистов и их зрителей оборачивалась ее достоинством, придавая ей агитационный смысл. Самодеятельные артисты с увлечением играли «Сыновей муллы». А выдающийся актер Осетии, народный артист СССР Владимир Тхапсаев даже вспоминал, что он играл в этой пьесе еще семнадцатилетним, на заре своей театральной юности, в самодеятельном кружке в Ардоне, и играл самого муллу.
В мае 1921 года успешная постановка «Сыновей муллы» дала Булгакову достаточную сумму денег для отъезда из Владикавказа. Впереди ожидали великие свершения и муки творчества, поиски и находки, а позади оставался тихий провинциальный город, который стал своеобразной вехой в жизни Михаила Афанасьевича, вехой, с которой начался отсчет времени Булгакова-писателя.