Осетия Квайса



Листая старые подшивки. Спектакль вызвал неудержимый хохот публики

// 120 лет назад театральный Владикавказ встретил Новый год «бойким фарсом» и «целым рядом метких карикатур»

В начале XX века театр оставался главным культурно-общественным центром города на Тереке. Газеты тех лет оставили некоторые подробности происходивших тогда событий.

Среди них примечательной стала предновогодняя премьера спектакля «В горах Кавказа». Постановка в четырех действиях по пьесе Ипполита Щеглова для владикавказского зрителя оказалась весьма притягательной. Прежде всего, близостью места действия (Кавказские минеральные воды). А еще тем, что воспроизводило срез тогдашних нравов. И хотя само драматургическое произведение автором было написано за десять лет до премьеры на сцене Владикавказа, от того оно не стало менее актуальным.

В ГОРОДСКОМ ТЕАТРЕ

На прощанье со старым годом в городском театре была поставлена пьеса Щеглова «В горах Кавказа». Автор, по-видимому, претендовал дать сатиру курортных нравов, но если сатира не вышла, все же получился живой и бойкий фарс с целым рядом метких карикатур.

Известно, что на Кавказские воды приезжает не столько больных, сколько здоровых. И приезжает с двоякими целями: одни – флиртовать и сорить деньгами, другие – поправить свои обстоятельства. Таких курсирующих и вывел автор в своей пьесе. Спектакль прошел с оживлением и вызвал неудержимый хохот публики.

К подобным праздничным увеселениям, очевидно, нельзя предъявить серьезных требований и мерить их обычной меркой. Тем не менее, нужно сказать, что некоторые артисты отнеслись к своей задаче очень серьезно. И типы в их исполнении получились живые и знакомые. Таковы прежде всего г-жа Рамина, мечтательная барынька, увлекающаяся Марлинским и ищущая на Кавказе огнедышащих страстей, затем г-жа Волгина – шансонетная певица Тото, преобразившаяся на водах в великосветскую графиню (хотя эта роль пришлась бы больше по плечу г-же Самойловой), г-н Любин – допотопный помещик, г-н Арканов – пылкий мингрельский князь, а в сущности отставной юнкер Распопов, наконец, г-н Карамзин, который каждым жестом и каждою ноткой воспроизвел правдивую и цельную фигуру столичного департаментского генерала.

Во всех этих персонажах мы видели старых знакомых, хотя, нужно сказать правду, автор с избытком наделил их карикатурными черточками.

Участие остальных артистов в пьесе было слишком незначительным.

«Терские ведомости», 3 января 1904 г.