Листая старые подшивки. Как цирковые джигиты 50 лет назад выступили против безрассудства администраторов
Мы всегда с гордостью говорим о советском цирке, в котором многие годы одним из самых привлекательных для зрителей номеров были выступления цирковых наездников. В этом жанре циркового искусства больших успехов добились джигиты Осетии. И не только.
У мастеров цирковой джигитовки журналисты всегда охотно брали интервью, расцвечивая их затем на страницах газет и журналов увлекательным рассказом. Но, оказывается, была и скрытая от бравурных описаний сторона, которая не позволяла в полной мере передать весь творческий потенциал.
Дело дошло до того, что ровно полвека назад целая группа именитых артистов через газету «Советская культура» вынуждена была с открытым письмом обратить внимание общественности на создавшиеся проблемы.
Цирк не любит резину
Пятнадцать лет назад артисты советского цирка работали в старых, неблагоустроенных и неудобных помещениях. И тогда директора говорили нам: «Вот скоро построим новые цирки-дворцы, и там все учтем, будут все удобства для работы».
Мы ждали с нетерпением, мечтали о новых цирках. И дождались, В газетах все чаще и чаще стали появляться сообщения, извещающие об открытии новых цирков-дворцов в разных городах Советского Союза.
Но, великому нашему сожалению, в некоторых из них появились, по инициативе администрации и при поддержке руководства «Союзгосцирка», манежи с резиновым покрытием. На первый взгляд, как будто бы это хорошо, но… работать, в особенности конному цирку, на них почти невозможно, а если и приходится, то с большим риском как для лошадей, так и для наездников. Лошади пускаются неполным галопом, трюковая часть сокращается, словом, искусственно снижается уровень мастерства.
Проблема эта чрезвычайно существенная. Если представители некоторых жанров циркового искусства на эстрадах и в театрах, то артисты конного цирка там работать не могут – их место на круглом манеже.
Мы, работники цирка, неоднократно обращались к руководству «Союзгосцирка» с просьбой запретить в цирках резиновые покрытия. Но никаких мер не принималось. Между тем, эти дорогостоящие (в 20 000 рублей) манежи активно внедряются в нашу практику.
Если директорам говоришь, что не можешь работать на резине, то они просто заявляют: «Не можешь, не надо, будут другие».
В газетах и журналах не раз писалось о вымирании конных жанров в цирке, а теперь резина этот процесс ускорила. Но если мастера не могут работать на таком покрытии, то как же готовить новое поколение? А что происходит с лошадьми? У лошади, бегущей по резине, не выдерживают суставы. Они начинают хромать (в лучшем случае). Может себе представить, что случится, если животное упадет!
Подобная резиномания некоторых руководителей «Союзгосцирка» и директоров, может статься, приведет в конце концов к упадку настоящего циркового искусства и подмене его варьете.
Мы любим все новое, но новое, которое помогает нашей работе, а не тормозит. Избавьте нас от этой резиновой болезни. Пожалейте государственные деньги. Цир не любит резину!
Х.ЗАРИПОВ, народный артист Уз. ССР, Н.ОЛЬХОВИКОВ, народный артист РСФСР, Н.ДОВЕЙКО, народный артист РСФСР, М.АНИСИМОВ, режиссер, заслуженный артист РСФСР, Ю.ЕРМОЛАЕВ, заслуженный артист РСФСР, И.КАНТЕМИРОВ, заслуженный артист РСФСР и Северо-Осетинской АССР, чемпион СССР, М.КОЧЕНОВ, заслуженный артист РСФСР, Т.КАРАСЕВА, режиссер и другие
«Советская культура», 22 января 1972 г.