Большая победа строителей и всей республики
// 65 лет назад, 24 июня 1959 г., в Дигору пришел первый поезд
В 1960 году в Дигоре был построен сахарный завод с проектной мощностью 15.000 центнеров сутки, и в том же году он дал первую продукцию. В ходе строительства в северо-восточной части села вырос новый рабочий поселок. К сахарному заводу со стороны Ардона была проведена железная дорога, которая сыграла важную роль в укреплении экономических связей Дигоры с промышленностью страны.
Так пишут современные историки Дигории. И они, несомненно, делают правильные акценты. К сожалению, сегодня этой дороги уже нет, рельсы разворовали и сдали на металлолом. А ведь без транспортных артерий никакая промышленность существовать не может. Именно поэтому тогда, в 1959-м, открытие железнодорожной ветки из Ардона в Дигору вылилось в яркий и красочный праздник.
О том, как это было, в материале главной газеты республики.
В Дигору пришел первый поезд
В день, когда в Москве начал свою работу первый после XXI съезда партии Пленум ЦК КПСС, в Северной Осетии в селении Дигора состоялся праздник. Там, где к площадке будущего сахарного завода подходит железнодорожный путь, собрались сотни строителей, колхозников, рабочих и служащих. На открытие железнодорожной ветки Ардон – Дигора приехало много гостей из города Орджоникидзе. У собравшихся на митинг праздничное настроение. Радостно сознавать, что сделано большое дело!
Идут последние приготовления к встрече первого поезда. У семафора новой станции Дигора – Заводская протягивается красная лента. Против небольшого станционного здания устанавливается радиоаппаратура.
Скоро должен подойти поезд. Всем не терпится, взгляды обращены в сторону Ардона. Оттуда придет первый в истории Дигоры железнодорожный состав.
А пока его нет, послушаем, о чем говорят собравшиеся на митинг. Маирбек Сханов – рабочий путевой бригады – рассказывает окружившим его людям о короткой истории строительства железнодорожного полотна. Коллективу третьего участка треста «Орджтрансстрой» потребовалось 128 рабочих дней, чтобы проложить железную дорогу длиной 12 километров. В полотно уложены 113 тысяч кубометров грунта, 21 тысяча кубометров балласта. Построено девять сооружений для пропуска воды. Через бурную реку Урсдон перекинут мост.
Строителям приходилось работать в трудных условиях – морозы сковали землю. Промерзший слой взрыхлялся корчевателями, за ними шли бульдозеры. Несмотря на трудности, работы не приостанавливались, насыпь росла, строители упорно приближались к цели.
– На глазах все меняется, – показывает на котлован, что рядом с железной дорогой, колхозник сельхозартели имени Цаголова Дигорского района Георгий Тогоев. – Вот тут скоро вырастут корпуса сахарного завода. На пустыре за селением уже появились дома для рабочих. В Дигоре построен водопровод, К новому учебному году дети получат школу-интернат. Если бы своими глазами не видел всего этого, трудно было бы поверить в такие большие перемены в жизни нашего селения. А сегодня мы встретим в Дигоре первый поезд.
A вот и он. Прогромыхав по мосту через реку Урсдон, поезд сбавляет скорость и подходит к семафору. Машинист тепловоза «ТЭ2-309» Анатолий Тихонович Земляной дал сигнал, но он утонул в звуках оркестра и ликующих возгласах. Дорогу поезду преградили встречающие и красная лента, протянутая над колеей.
Вот он – первый поезд! За тепловозом – цельнометаллические пассажирские вагоны. В них приехали гости из Ардона. А дальше вереница платформ с кирпичом для стройки сахарного завода. В хвосте состава, за вагонами с лесом, виден паровоз. А через минуту и тепловоз и вагоны окружили люди.
Разрезана лента, состав снова двинулся. Вот он проходит по стрелке, у которой стоит с флажком опытный железнодорожник Егор Федорович Щелкунов. Минута, другая – и поезд остановился против нового станционного здания.
Открывается митинг. Трибуной стала одна из платформ. Одни за другим подходят к микрофонам ораторы. И через репродукторы в многочисленную аудиторию летят взволнованные слова о трудовой победе строителей, о их подарке Родине в день открытия Пленума Центрального Комитета партии. Выступают секретарь Дигорского райкома партии т. Хозиев, секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС т. Джериева, рабочий путевой бригады третьего участка треста «Орджтрансстрой» т. Сханов, заместитель начальника Орджоникидзевской железной дороги т. Токаев, секретарь Ардонского райкома партии т. Калоев, начальник третьего участка треста «Орджтрансстрой» т. Гутиев, секретарь партийного комитета завода «Электроцинк» т. Гульчеев, заместитель председателя Севе-ро-Осетинского совнархова т. Габеев, звеньевой колхова Цаголова Дигорского района тов. Тогоев, председатель Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР т. Дзанагов, колхозник сельхозартели «Осетия» Дигорского района т. Тлатов.
Все тепло благодарят строителей ветки, говорят о значении победы, одержанной ими, о том, что ввод ветки в эксплуатацию позволит ускорить стройку сахарного завода. Пример железнодорожников, успешно справившихся с заданием, будет служить образцом для строителей, которым предстоит на год раньше срока сдать в эксплуатацию сахарный завод.
Отныне Дигора связана железной дорогой со всей страной. В этом большая заслуга строителей, которых на трудовой подвиг вдохновили решения XXI съезда партии. Вот имена лучших из них: Николай Георгиевич Капустян, Ахтемир Кайсинович Гуриев, Дмитрий Елоевич Колфиев, Иван Петрович Казьменко, Гавриил Георгиевич Засеев, Артем Аристокесович Бабаян, Петр Петрович Макарков, Таймураз Тазаретович Туккаев, Галина Васильевна Якушина, Вера Павловна Гаглоева, Анатолий Леонтьевич Кудряшев и многие другие.
Президиум Верховного Совета Северо-Осетинской АССР наградил большую группу рабочих, инженерно-технических работников, проявивших трудовые подвиги на стройке, Почетными грамотами.
День открытия ветки Ардон – Дигора превратился в большой праздник не только строителей, но и всех трудящихся Дигорского района и республики.
Газета «Социалистическая Осетия», 26 июня 1959 г.